Содержание
- Общая характеристика региональных налогов
- Местные налоги
- Региональные налоги: перечень 2021
- Региональные налоги: значение, состав, характеристика, перспективы развития
- Бесплатная консультация юриста!
- Транспортный налог в региональный бюджет
- Налог на жилое имущество
- Налогообложение имущества организаций
- Поступлений в бюджет от налогов будет больше. За счет чего?
- Общий план
- Обременение игорного бизнеса
- Ставка налога на прибыль
- Кто относится к плательщикам налога на прибыль?
- Земельный налог
Общая характеристика региональных налогов
Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).
То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ. То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.
Местные налоги
Местное налогообложение тоже определено НК РФ, но регулируется законами и подзаконными актами муниципалитетов и городов федерального назначения. Список приведен в ст. 15 НК РФ.
Перечень местных налогов и сборов Нормативная глава НК РФ На землю На имущество физических лиц Торговый сбор
Торговый сбор уплачивают только в Москве. Это подтверждается п. 1 ст. 410 НК РФ, п. 4 ст. 4 382-ФЗ от 29.11.2014, законом г. Москвы № 62 от 17.12.2014. Платеж на землю действует по всей стране, но местные власти вправе самостоятельно устанавливать ставки, льготы и сроки оплаты.
Читайте также: Как вести бухгалтерию ИП? Эффективное ведение бухгалтерии ИП: советы, нюансы, тонкости
Региональные налоги: перечень 2021
Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:
- Транспорт.
- Имущество.
- Игорный бизнес.
Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.
Региональные налоги: значение, состав, характеристика, перспективы развития
Бесплатная консультация юриста!
В соответствии с Законом об основах налоговой системы права по установлению и взиманию налоговых платежей были четко разграничены между различными уровнями власти – федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса До введения НК в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось более сотни наименований и видов региональных и местных налогов. Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. Значение: Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие: 1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений. 2) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например «нефтяные деньги»). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная). 3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней. 4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов). 5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей. 6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории. 7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия. Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах — традиционный объект всеобщего недовольства и критики. Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов. Состав : К региональным налогам относятся: • транспортный налог • налог на имущество организаций • налог на игорный бизнес
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Налог на жилое имущество
К объектам налогообложения относятся следующие виды имущества: квартиры, дома, дачи, комнаты, гаражи, а также другие помещения и строения и доли в праве собственности на перечисленное имущество.
Налог на квартиру в Москве в равной ответственности распределяется между собственниками доли, которые обязаны выплачивать его, соразмерно своей доле.
Действующие налоговые ставки в Москве для объектов жилых помещений применяются, исходя из их стоимости: · 0,1 – при стоимости ниже 300 000 руб. · 0,3 – стоимость 300 – 500 000 руб. · 0,6 – 500 – 1 000 000 руб. · 0,75 – более 1 000 000 руб.
Начисление налога осуществляется по состоянию на 1января каждого года, исходя из инвентарной стоимости квартиры.
Налогообложение имущества организаций
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
Читайте также: Годовая бухгалтерская отчетность и ее составление
Поступлений в бюджет от налогов будет больше. За счет чего?
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Об обсуждении так называемой донастройки налоговой системы «Ведомостям» рассказали сразу несколько источников.
Вопрос увеличения поступлений в бюджетную систему страны на 400 миллиардов рублей чиновники обсуждали во время задания бюджетной комиссии 1 июля. В случае принятия положительного решения о донастройке фискальной политики дополнительные средства будут поступать из нескольких источников.
Более 100 миллиардов рублей может принести повышение налога на добычу полезных ископаемых для металлургической отрасли. В этом случае речь идет о повышении налога на те виды сырья, которые годом ранее власти не включили в соответствующий перечень. Еще 100 миллиардов рублей дополнительно может принести казне улучшенный механизм администрирования уплаты акцизов. На 90 миллиардов рублей бюджет пополнится за счет корректировки и расширения режима налога на дополнительный доход для нефтяной отрасли. И наконец, еще 100 миллиардов рублей должны обеспечить «донастройка налогообложения состоятельных лиц и другие меры» (цитата по газете «Ведомости»).
Общий план
Озвученные меры пока не утверждены, уточнил источник издания. Пока это только концепция, она еще не утверждена, в настоящее время идет обсуждение донастройки налоговой системы. Какие именно решения будут приняты в окончательном варианте, сейчас говорить преждевременно. Более того, нельзя однозначно сказать, что и дополнительная сумма, которую получит бюджет, и исторические пополнения останутся неизменными.
Одновременно источник газеты уточнил, что в случае принятия решения о донастройке налоговой системы страны для бизнеса будут предусмотрены преференции. Какие именно – пока, опять же, говорить преждевременно.
Другой собеседник газеты уточнил, что в настоящее время в правительстве обсуждают скорее общее видение налоговой политики страны, чем конкретные действий. Вероятно также, что ставшая известной тема обсуждения является частью проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина на следующие три года.
«Говорить о конкретных бюджетных параметрах на ближайшую трехлетку сейчас преждевременно. На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», – сообщил неназванный представитель Минфина России (цитата по сайту газеты «Ведомости»). Также он уточнил, что в финансовом ведомстве не видят необходимости в ужесточении бюджетной политики.
Напомним, что в прошлом году власти уже приняли меры по увеличению налоговой нагрузки для некоторых видов отраслей. В частности, были увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых для компаний черной и цветной металлургии, а также организаций, занимающихся производством удобрений, был скорректирован и налог на дополнительный доход для предприятий из нефтяной отрасли.
Также стоит отметить изменение ставки налога на доходы физических лиц для повышенных доходов, впрочем, эти средства должны быть направлены на лечение детей.
Еще по теме:
НДФЛ с дивидендов: кому придется заплатить больше всех?
ФНС оценит налоговый потенциал каждой компании и каждого ИП
Предлагают освободить от налогов ИП пока действуют ограничительные меры
Читайте также: Когда выписывается счет-фактура? Когда выписывается счет-фактура на аванс? Особенности оформления
Обременение игорного бизнеса
Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:
- Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
- Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
- Пункт приема игровых ставок.
Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.
Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ. Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.
Ставка налога на прибыль
Его базовая ставка в настоящее время равняется 20%. Налог на прибыль относится к федеральным сборам, однако ежемесячные платежи по налогу на прибыль, выплачиваемые юридическими лицами, распределяются следующим образом: 2% из 20, которые начисляются на прибыль организаций, направляется в казну федерального уровня, в то время как остальные 18% передаются в бюджеты регионального уровня.
Вклад «Пара мандаринов» Азиатско-Тихоокеанский Банк, Лиц. № 1810
до 7.4%
годовых
от 5 тыс.
до 182 дн.
Сделать вклад
Нормы действующего законодательства устанавливают, что местные органы власти располагают полномочиями снизить выплачиваемый процент данного вида налога для конкретных категорий плательщиков. В результате в региональный бюджет попадет меньшая сумма. В любом случае ниже 13,5% основная ставка налога на прибыль быть опущена не имеет возможности.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, что представляет собой специальная ставка данного налога. Она затрагивает следующие источники дохода:
- некоторые разновидности долговых обязательств;
- дивиденды;
- доходы компаний иностранного происхождения, полученные без привлечения результатов функционирования их представительств на территории Российской Федерации.
В первых двух случаях ставка, которую составляет налог на прибыль, равняется 0%, 9% или 15%. В третьем случае ее размер может равняться 10% или 20%. Что касается ЦБ РФ, то в данном случае налог на прибыль не начисляется.
Кто относится к плательщикам налога на прибыль?
Налог на прибыль относится к прямым видам налогов, и касается, в первую очередь, юридических лиц (компаний), которые активно ведут свою финансовую деятельность. Он рассчитывается в зависимости от прибыли – величины разницы между доходами и расходами компании. Именно прибыль компании и облагается налогом.
Вклад «Только плюсы. Промо» Локо-Банк, Лиц. № 2707
до 7.6%
годовых
от 50 тыс.
до 1100 дн.
Сделать вклад
К плательщикам налога на прибыль относятся следующие категории.
- Данный вид налоговых отчислений затрагивает все отечественные организации, причем независимо от формы организации компании.
- Также к числу плательщиков относятся компании с иностранным капиталом, которые получают на территории России доходы через работу имеющихся на территории страны постоянных представительств или любым другим способом.
- Кроме этого, этот сбор распространяется на те зарубежные компании, которые выбрали нашу страну в качестве положения своего фактического руководства (если это не противоречит действующим договорам международного уровня, затрагивающим вопрос налогов).
- Наконец, если зарубежная организация признана налоговым резидентом нашей страны (что должно быть прописано в соответствующем международном договоре), то она является плательщиком в том числе и налога на прибыль.
Также в законе оговорены и те категории организаций, которые освобождаются от того, чтобы на них производилось начисление налога на прибыль. К ним относятся в первую очередь те, кто применяют специальный налоговых режим (например, УСН или ЕСХН). Отдельно стоят те, кто занимается игорным бизнесом. Выплачиваемые ими обязательства исключает дополнительные выплаты налога на прибыль. Выделяют также тех, кто принимает участие в проекте инновационного центра.
Вклад «Отличный старт» Росгосстрах Банк, Лиц. № 3073
до 6.7%
Читайте также: ЕНВД для ИП — какая ставка, как рассчитать и оплатить налог
годовых
от 50 тыс.
до 732 дн.
Сделать вклад
Освобождение от уплаты налога на прибыль получают также компании, которые входят в структуру специального проекта «Инновационный .
Налог также не может быть начислен, если у компании нет прибыли (т.е. отсутствует объект налогообложения). В расчете прибыли также есть много нюансов: некоторые доходы не облагаются налогом, как и некоторые расходы не включаются в систему расчете прибыли (не уменьшают доходы). Эти условия прописаны индивидуального для каждого типа организаций.
Земельный налог
Земельный налог в Москве взимается с земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, для ведения дачного и подсобного хозяйства, животноводства, огородничества и т.д. А также с участков, предоставленных для проведения спортивных мероприятий.
Налоговая ставка для данных объектов – 0,3% от кадастровой стоимости. Ставка в пределах 0,1% насчитывается на участки, используемые под автостоянки, гаражи, объекты жилищного фонда и т.д. Для прочих земельных участков ставка составляет 1,5%. Физические и юридические лица выплачивают земельный налог один раз в год.
Источник: