Режиссер в русском театре — возникновение, школы, имена

Содержание

  1. Марк Захаров — классик современной режиссуры
  2. Госдума защитит интеллектуальные права режиссеров
  3. Кирилл Серебренников — современный бунтарь
  4. Олеся Невмержицкая — женщина-режиссер
  5. Кто такие режиссеры?
  6. Специфика режиссуры массовых представлений на стадионе:

Марк Захаров — классик современной режиссуры

Марк Захаров родился в 1933 году. Несмотря на почтенный возраст, он все еще принимает активное участие в театральной жизни. Он закончил актерский факультет ГИТИСа, а позже поступил в Пермский государственный университет. Первые спектакли Захаров поставил для студенческой труппы университета, а также он работал как актер в Пермском областном драматическом театре. В 1959 году Захаров вернулся в Москву и стал играть в нескольких столичных театрах. Его серьезная режиссерская деятельность началась в 1965 году, когда он стал режиссером Московского театра сатиры. В настоящее время Марк Захаров работает в театре «Ленком» и преподает в РАТИ ( бывшем ГИТИСе). Помимо театральной деятельности, режиссер живо реагирует и на политические события. Например, еще в советские времена он достаточно негативно отзывался о КПСС, а позже в прямом эфире телевидения сжег свой партийный билет. Также Захаров написал ряд эссе о современной политике.

Марк Захаров является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Госдума защитит интеллектуальные права режиссеров

Принятый Госдумой закон об охране интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков обеспечит театральным спектаклям неприкосновенность и защиту от искажений, а режиссеры получат отчисления от всех показов в течение 50 лет после премьеры.

Документ был принят в третьем, окончательном чтении в пятницу. По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко, обсуждения законопроекта были бурными. В частности, споры вызвало желание режиссеров иметь полный контроль над постановкой.

— Мы решали вопрос: как работать, если в постановке ничего нельзя трогать? Режиссер поставил пьесу и уехал, а театру с этим спектаклем ничего нельзя сделать: ни исполнителя заменить, ни музыку другую поставить, — поделилась с «Известиями» Елена Драпеко. — В результате режиссеры согласились, что у них будет смежное право в рамках исполнительского.

Читайте также:  Технологии добычи полезных ископаемых в карьерах (разрезах)

— Тему интеллектуального права режиссера поднимали еще Ефремов, Любимов, Гончаров. Принятый закон — это грандиозный прорыв, — убежден народный артист Андрей Житинкин. — И дело не только в финансах. Без режиссера могли поменять мизансцену, ввести другого артиста, играть на неподходящей площадке, увезти спектакль на гастроли, где невозможно его показать без утери художественного результата. Теперь всё это будет пресекаться. У режиссеров нет профсоюза, и такой закон нас объединит.

Один из авторов идеи — художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин готов к возможному недовольству директоров театров.

— Режиссерам этот закон о защите интеллектуальных прав просто необходим, — заявил Валерий Фокин. — Но хотелось бы узнать, что по этому поводу думают директора театров. Ведь режиссеры будут иметь права в том числе и на выплаты.

Директора, в свою очередь, к новому закону относятся по-разному. Некоторые пока не готовы о нем говорить. Есть и те, кто не скрывает скепсиса.

— Не всё однозначно и радужно, — считает руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко. — Театр — тонкий коллективный «договорной разум». Лидер (в данном случае — режиссер-постановщик) держит в руках сотню «железных ниток». От понимания того, чем и как увлечь, вдохнуть любовь или, скажем, «обмануть» актера, чтобы его спасти от пошлости, до конкретного гвоздя в декорации и лучика света на щеке. Но как это запатентовать? Вопросов еще много.

Увеличения расходов театрам действительно не избежать — авторских отчислений будет больше. Суммы выплаты режиссерам составят 2–3% с доходов от спектакля. Компенсировать театры их смогут, подняв цену на билет. При этом авторское вознаграждение будет выплачиваться в виде оговоренного процента от суммы сборов, поэтому в расходные статьи его можно не закладывать, подчеркивают законодатели.

Директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин с оптимизмом смотрит в будущее. По его мнению, новые правила особого ущерба театрам не нанесут. Закон предполагает процентное соотношение выплат в зависимости от того, использован целый спектакль или фрагмент. Плюс ко всему, в рекомендациях зафиксированы минимальные и максимальные суммы оплаты. Процент же будет устанавливаться в каждом конкретном случае — при подписании авторского договора театра с режиссером.

— Величайшая несправедливость была в том, что самые главные творческие авторы — режиссер и актер — не имели вообще никаких прав, — считает Анатолий Полянкин. — Спектакли возят на гастроли, транслируют по телевидению, в интернете… Это является использованием творческого продукта. Прежде режиссеру оплачивали только работу над постановкой и всё. Если телеканал покупал права на трансляцию, то он получал все деньги, поступающие от просмотров. Теперь же гонорары создателям спектаклей будут выплачивать из всех доходов, которые принесет спектакль.

Эксперты сходятся во мнении, что в перспективе закон может быть дополнен, а его действие — распространиться и на актеров.

— Над спектаклем работает целая группа людей, защищать нужно в том числе и права артистов, — уверен председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. — Коллеги наших артистов на Западе проблему интеллектуальных прав давно решили. Они до конца жизни получают отчисления от работ в театре и кино.

До принятия закона театральные режиссеры обладали смежными правами на исполнение, то есть результат творческой деятельности охранялся только при условии звукозаписи или трансляции спектакля. Теперь у автора спектакля появится уверенность в том, что его труд будет защищен от копирования и воровства.

Кирилл Серебренников — современный бунтарь

Кирилл Серебренников родился в 1969 году в Ростове-на-Дону. Он увлекался постановкой спектаклей еще в школе, но после ее окончания поступил на физический факультет. Однако еще во времена студенчества Серебренников ставит спектакли — сначала для самодеятельной студенческой труппы, а позже для профессиональной сцены. Его постановки получили большой успех и даже завоевали несколько наград. Спектакли Серебренникова шли на сцене самых крупных ростовских театров. В 2000-х годах Серебренников переезжает в Москву. Столичные театры также встретили молодого режиссера благосклонно. Он понравился зрителям новаторскими и немного бунтарскими постановками. Сейчас Серебренников является руководителем собственного театра «Гоголь-центр» и преподает в школе-студии МХАТ.

«Гоголь-центр» был создан на основе Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.

Почти два года в России действуют новые нормы, регулирующие права режиссёров-постановщиков театров. И хоть режиссёры не уравнены правами с авторами, права исполнителей и смежные права теперь действуют более эффективно, защищая интересы постановщика в большей мере, чем то может показаться на первый взгляд. О правах режиссера рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.

Любому режиссёру, впрочем, как и театру, приглашающему к себе специалиста, или же заключающего договор с штатным сотрудником, стоит помнить о ряде нововведений. Главенствующим из которых стоит определить неприкосновенности постановки.

Читайте также:  Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

За режиссёром-постановщиком закреплено право на неприкосновенности постановки при публичном исполнении. Для обеспечения нормального функционирования театра и реализации режиссёром этого права на практике стоит вносить в текст договора следующие пункты: – указание на то, что именно и при каких условиях может быть осуществлено без согласования с правообладателем; – порядок согласования изменения постановки; – что именно не может быть сделано театром ни при каких условиях.

Таким образом можно прописать условия ввода нового актёра и его характеристики, необходимо ли при этом присутствие режиссёра-постановщика, участвует ли режиссёр в выездном показе спектакля или присутствует ли на показе постановки в рамках фестиваля.

У административного руководства театра могут возникнуть опасения насчёт неприкосновенности постановки: не будет ли режиссёр ставить ультиматум театру, если например, по техническим причинам (смена сцены, замена сценического оборудования и прочее) декорации немного сдвинут, актёры заменят слова или просто сыграют спектакль не по указанному хронометражу. Чтобы избежать подобной ситуации достаточно подробно расписать основные технические условия для показа спектакля как на стационарной площадке, так и на выездной.

Закон же на эту тему говорит просто: должна сохраняться узнаваемость спектакля. Поэтому в договоре можно прямо прописать, что изменения, осуществляемые театром в рамках художественной разумности и возможностей театра при сохранении узнаваемости постановки спектакля не должны считаться нарушением постановки.

Прописав в договоре чётко все интересующие пункты, можно аккуратно ограничить требования режиссёра в пределах разумности и обезопасить на случай чрезвычайных ситуаций, предоставив им возможность производить некоторые экстренные изменения, опять же, при сохранении художественного замысла и сохранении узнаваемости постановки зрителем.

В рамках договора театр должен получить от режиссёра-постановщика разрешение на публичное исполнение постановки. В документе указываются условия, на которых это право предоставляется: возмездно или безвозмездно, при присутствии режиссёра-постановщика или в его отсутствие и т.п.

Что касается возмездного показа, то стороны в таком случает могут договориться о выплате гонорара или поспектакльных выплатах, возможны также сочетания различных форм выплат. Размер и порядок выплат должен быть отражён в договоре. Любые изменения, уменьшения или новые требования закрепляются обеими сторонами в дополнительном соглашении.

Показ спектакля на сцене театра, несомненно должен осуществляться с разрешения режиссёра-постановщика, однако не стоит думать, что такое разрешение надо спрашивать перед каждым показом, достаточно получить его по договору единожды на все последующие показы.

Кроме того, в договоре стоит отразить, что режиссёр-постановщик даёт согласие на показ спектакля на выездных площадках, а также не выступает против создания видео-версии постановки и её трансляции как в интернете в режиме офф-лайн, так и в режиме он-лайн в сети и кинотеатрах.

Стоит помнить, что любое условие, любой важный факт, который кажется существенным театру и режиссёру, стоит прописывать в договоре обязательно. Уже давно не является странным вариант договора в двадцать и более листов – это не пустая трата времени, это качественно составленный документ, предусматривающий подробное указание прав и обязанностей каждой из сторон. Иногда это позволяет избежать суда и штрафных санкций.

Более того, театру и режиссёру стоит помнить и о том, что после подписания акта с формулировкой «стороны не имеют претензий к срокам и качеству выполненной работы» ни одно исковое заявление, связанное с качеством постановки не будет удовлетворено в суде ни в какой инстанции.

Также стоит помнить о том, что неимущественное право режиссёра-постановщика действует бессрочно, а вот право на публичное исполнение – пожизненно, но не менее 50 лет, то есть может достаться наследникам. 50-летний срок начинает отсчитываться с 1 января года, следующего за годом первого публичного исполнения спектакля. Следовательно, если премьера состоялась 27 марта 2019 года, то срок отсчитывается с 1 января 2020 года.

Олеся Невмержицкая — женщина-режиссер

Олеся Невмержицкая родилась в 1977 году. Ее родина — это Дальний Восток. После школы Невмержицкая поступила на исторический факультет Тюменского государственного университета, но истинной страстью девушки был театр. Каждый год она с надеждой ездила поступать в московские театральные вузы, но удача улыбнулась ей только после окончания Тюменского университета. Олеся поступила в РАТИ, на актерский факультет, а позже закончила и режиссерский. Невмержицкую заметил Олег Табаков, славящийся своим даром открывать молодые таланты. Олеся работала в «Табакерке», а сейчас планирует открывать свой театр. Среди любимых режиссеров Невмержицкая называет Константина Богомолова, Владимира Панкова и Эймунтаса Някрошюса.

Кто такие режиссеры?

Для того чтобы различные виды средств массовой информации и развлечений, такие как фильмы, разнообразные теле-шоу, театральные постановки были интересными и привлекали к себе внимание, требуется твердая рука опытного организатора. И таким относится режиссер. Именно он является главным на съемочной площадке или на сцене.

От профессионализма режиссера зависит:

Читайте также:  Кто такой девелопер, чем занимается и что такое девелоперская компания

  1. актерский состав и как они исполнят свои роли;
  2. какие будут использоваться декорации;
  3. будет ли задействована компьютерная графика или все будет сниматься на натуре;
  4. кто будет писать сценарий и какого он должен быть качества.

Также от этого специалиста зависит порядок на площадке, так как он связывает большое количество людей, так или иначе имеющих отношение к съемкам фильма, теле-шоу, концерту или спектаклю.

Специфика режиссуры массовых представлений на стадионе:

Главная • Культурно-досуговые учреждения • Режиссерам-постановщикам в помощь • Методика создания театрализованных представлений и праздников

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА СТАДИОНЕ

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики и обобщения.

По своей архитектонике спортивно-художественные представления на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.

В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художественных представлениях нередко участвуют несколько тысяч человек. Такая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влияние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:

а) Главный герой представления – масса.

Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, выступающих на поле стадиона. Вот они встали на свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на участниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упражнения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоугольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интересом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.

Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения выполняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить все, что было связано с движениями всей массы участников.

Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения упражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представления особое значение приобретают такие действия участников, которые ведут к изменению положения и движения всей массы выступающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изменения, тем больший эффект и интерес они вызывают.

Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художественных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, – требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления – массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.

В связи с этим возникает вопрос о трудности упражнений, включаемых в массовый номер. Известно, что чем труднее упражнение, тем сложнее большой массе участников выполнить его синхронно, сохраняя при этом рисунок построения. Конечно, было бы очень эффектно, если бы все участники одновременно выполнили, например, сальто назад или другое сложное упражнение. Однако включение таких сложных элементов требует одинаково высокой подготовленности всех участников, а также длительной и кропотливой работы над согласованностью движений, что часто не окупается тем зрелищным эффектом, который можно получить от такого номера.

б) Главная сценическая площадка – стадион

Массовость жанра спортивно-художественных представлений определила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м., но и на секторах, беговой дорожке, верхней галерее и в проходах трибун.

Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за развертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режиссуре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая с любого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зрителей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона.

в) Режиссер – сценарист

Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. Поэтому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать самому режиссеру-постановщику.

Сценаристы, работающие в других видах и жанрах драматургии, очень далеки от массовых представлений и праздников на стадионе и реально помочь, а тем более работать самостоятельно в этом жанре, как правило, не могут. Как мы уже убедились, здесь необходимо четко представлять себе возможности главного героя – массы участников – знать и в совершенстве владеть выразительными средствами жанра. Нужно также обладать масштабным, «стадионным» мышлением. Ведь так многое из того, что с успехом идет на сцене, не годится для стадиона.

г) Одноразовость представления

Если в театре после премьеры режиссер еще не раз может вернуться к работе над спектаклем, то многотысячное массовое представление на стадионе живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство не только повышает ответственность режиссера за конечный результат своей деятельности, но и накладывает отпечаток на всю технологию производства массового спортивно-художественного представления в целом. Другими словами, режиссер здесь не имеет права на ошибку.

Важно также отметить, что режиссеру-постановщику массовых спортивно-художественных представлений приходится иметь дело не с актерами-профессионалами, а с многотысячным коллективом, объединяющим обыкновенных людей разных профессий, возраста, пола, подготовленности и пр. Поэтому в данном жанре так важен предрепетиционный период творческой и организационной деятельности режиссера-постановщика. Начинать репетиционную работу с многотысячной массой участников он имеет право только тогда, когда он четко знает, что, как и с кем он будет делать.

д) Особые условия монтажа

В современном массовом спортивно-художественном представлении огромное значение приобретает монтаж, т.е. драматургическое и композиционное соединение отдельных номеров и эпизодов в стройное, целостное и законченное действо.

В практике постановки массовых спортивно-художественных представлений сложились два вида технического монтажа: открытый и закрытый.

Открытый монтаж характеризуется тем, что переход от одной части представления к другой, от эпизода к эпизоду выполняется открыто, на глазах у зрителей. Закрытый монтаж включает элемент отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками переходного перестроения.

Читайте также:  Кто такие патологоанатомы: особенности работы, как стать патологоанатомом и сколько они зарабатывают

Открытый монтаж характерен для стадиона с круговым расположением зрителей. Монтажное перестроение должно быть красивым, оригинальным и смотреться как относительно самостоятельное действие. Для этого оно обычно подразделяется на несколько этапов, каждый из которых включает действия отдельных групп участников и выполняется под музыку в течение специально отведенного времени. Такой переход от одной части представления к другой проходит очень четко и зрелищно. Поэтому открытый монтаж находит все более широкое применение в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе.

При закрытом монтаже переходное перестроение не требует такой тщательной разработки. Иногда прямо на репетиции указываются лишь направления, характер перемещений и места участников в новом построении. Такой монтаж применяется, к примеру, тогда, когда на поле нужно вынести и установить гимнастические снаряды или другие конструкции. Однако, он хорош лишь при одностороннем ракурсе обозрения. При круговом расположении зрителей он имеет ряд недостатков. Во-первых, не всяким отвлекающим действием можно полностью решить поставленную задачу, а во-вторых, и это главное, отвлекающим оно часто бывает лишь для зрителей, наблюдающих за ходом представления с фронта. Все же остальные видят как раз то, что по замыслу режиссера должно быть от них скрыто.

е) Выразительные средства

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые определяют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. Например, невозможно представить себе массовое спортивно-художественное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впечатление, расставить смысловые акценты в представлении.

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую очередь, главным героем представления – массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры.

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

• Массовые упражнения;

• Построения и перестроения;

• Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера;

• Художественный фон (живой экран).

Источник: mjjm.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб по интересам