Содержание
- Для чего нужен инструктаж
- Отличие от прежней программы
- Чем руководствоваться
- Кто проводит инструктаж
- Обучение по ГО и ЧС
- Рекомендуемый учебно-тематический план обучения:
- Что входит в инструктаж?
- Вводный инструктаж по гражданской обороне: шаблоны документов
- Как проводить
Для чего нужен инструктаж
Законы «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС» содержат перечень навыков и умений, которыми должен обладать каждый гражданин. В основном перечне требований:
- основы законодательства в области ГО;
- правила поведения в военное время и в случае угрозы военных конфликтов;
- способы защиты и меры по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
- умение оказывать первую помощь в условиях техногенных и других катастроф;
- правильная реакция на сигналы звукового, речевого и иного оповещения населения;
- правильное использование средства индивидуальной защиты населения и способность изготавливать простейшие из них;
- умение строить укрытия, обеззараживать местность и пр.
Подобные знания школьники и студенты получают в рамках изучения таких предметов, как ОБЖ и БЖД, в школах и ВУЗах, а работающие люди – по месту работы. Все организации обязаны проводить обучение своих своих сотрудников в области ГО, такая норма обозначена статьей 9 закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне». В дополнение к этому, в 2021 г. Правительством РФ принято постановление от 19.04.2017 № 470, внесшее изменения в «Положение о подготовке населения в области гражданской обороны». Согласно ему, со 2 мая 2021 г. все организации обязаны проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС при приеме на работу новых сотрудников. Программа вводного инструктажа по гражданской обороне в 2021 году, как и в предыдущие годы, разрабатывается на предприятиях самостоятельно.
Отличие от прежней программы
Прошлые Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне были утверждены МЧС России 05.06.2018 за № 2-4-71-13-8.
Важно, что новый образец 2021 программы вводного инструктажа по ГО практически не отличается от прежнего.
С нашего сайта по прямой ссылке скачать бесплатно образец 2020 программы вводного инструктажа по гражданской обороне от МЧС России можно здесь:
Читайте также: Какой программой проверить расчет по страховым взносам?
ОБРАЗЕЦ 2021 ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГО
Также он доступен онлайн на официальном сайте МЧС России здесь:
https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4403
Чем руководствоваться
Ориентироваться необходимо на следующие документы:
- 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»;
- 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»;
- Положение о подготовке населения в области гражданской обороны;
- Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне, утвержденные МЧС России;
- Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Кто проводит инструктаж
На каждом предприятии должно существовать подразделение или сотрудник, ответственный за ГО и ЧС. Количество работников, занятых в этой области, определяется исходя из численности организации и ее категории (см. Приказ МЧС России от 31.07.2006 № 440 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»). Этим положением закреплено, что все организации относятся к двум категориям:
- Организации, которые продолжают работать в военное время.
- Организации, не работающие в военное время.
Количество работников определяется следующим образом:
То есть для выполнения подобных обязанностей можно как ввести отдельную должность (актуально для крупных и стратегически значимых предприятий), так и возложить их на специалиста по охране труда или другого компетентного работника, обладающего необходимыми знаниями и умениями.
Профстандарт для такой должности пока не разработан, но, согласно ЕCKД и Приказу № 440, к специалисту по гражданской обороне предъявляются следующие требования:
- он должен иметь высшее техническое образование или среднее специальное образование и стаж работы не менее 5 лет;
- он должен пройти специальную подготовку в области гражданской обороны.
Возложить обязанности на уже работающего сотрудника можно с помощью приказа о возложении обязанностей (ответственности) свободной формы.
Если же вводят отдельную должность и на нее принимают нового работника (в том числе на условиях совместительства), прием оформляется стандартным приказом по унифицированной форме Т-1 (или другой аналогичной, утвержденной в организации).
В обязанности ответственного по гражданской обороне обычно включают следующее:
- организация и проведение мероприятий в области ГО и ЧС, составление календарных планов мероприятий;
- разработка программ проведения инструктажей и занятий;
- инструктирование и иная методическая помощь работникам в области ГО И ЧС.
Обучение по ГО и ЧС
Upd: Подробнее про обучение в сфере ГО и ЧС смотрите — здесь.
Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» однозначно указывают на необходимость проведения организациями обучения работников.
Читайте также: Для чего нужны транспортная и товарно-транспортная накладные и счет-фактура? Чем отличаются эти документы?
Обучение по гражданской обороне обязательно, и руководители проходят его не реже 1 раза в 5 лет согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Обязательное повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей организаций и уполномоченных работников не реже одного раза в 5 лет предусмотрено также пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
20 ноября 2021 года МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11.
Документ предназначен для руководителей организаций в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников. Цель курсового обучения – повышение готовности работников организаций к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей во время военных конфликтов и ЧС, характерным для районов, в которых расположено предприятие.
Для проведения занятий, приказом руководителя организации назначается руководитель занятий.
Учебные группы рекомендуются создавать с численностью до 25 человек.
Рекомендуемый учебно-тематический план обучения:
№ п/п Наименование тем занятий Форма занятия 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия Лекция 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним Лекция 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации Тренировка 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации Комплексное занятие 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов Комплексное занятие 6. Оказание первой помощи Тренировка 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера Лекция Общее количество часов 12
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В нем подробно перечислены все категории граждан, которым необходимо пройти подготовку в области защиты от ЧС, основные задачи обучения и периодичность обучения для всех категорий населения (upd: см. подробную статью на эту тему).
Что входит в инструктаж?
Образец программы вводного инструктажа по гражданской обороне должен учитывать, что все организации разные, находятся в разных местах, соответственно, и чрезвычайные ситуации на них возникают разные. Вряд ли следует опасаться наводнения в пустыне, а взрыв аммиака произойдет скорее на заводе холодильного оборудования, чем на макаронной фабрике. Поэтому инструкцию придется скорректировать в зависимости от специфики деятельность организации.
Программа проведения вводного инструктажа по гражданской обороне составляется на предприятии с учетом следующих факторов:
- специфика предприятия – область деятельности, характер условий труда, вредные факторы, наличие опасных с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций цехов и подразделений, горючих, взрывоопасных веществ, ядов и химикатов и пр.;
- особенности организационной и кадровой структуры предприятия;
- особенности местонахождения организации – наличие рядом опасных производственных или стратегически важных объектов, железнодорожных путей и пр.
Обычно инструктаж состоит из следующих частей:
- Вводная. Включает цели, сроки и порядок проведения.
- Тематический план. Он отражает аспекты, затрагиваемые в ходе инструктажа, желательно с указанием времени, которое займет изучение каждого из них.
- Вопросы для контроля.
- План практических занятий по отработке навыков.
Осветить в ходе инструктажа желательно следующие моменты:
- нормативно-правовая база в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
- организация ГО и ЧС в регионе и на предприятии;
- действия персонала в случае угрозы прямого нападения, химической, радиационной атаки и иных военных угроз;
- правила поведения в случае возникновения ЧС природного характера, как характерных для данной местности, так и нехарактерных;
- порядок действий в случае аварий и техногенных катастроф, как внутренних (в пределах предприятия), так и внешних (случившихся извне);
- поведение при угрозе и совершении террористических актов;
- правила оказания первой помощи;
- меры по минимизации ущерба и ликвидации последствий ЧС.
При инструктировании работников можно использовать как текстовые, так и графические материалы, а также средства мультимедиа (слайды, обучающие видеопрограммы). Типовая программа вводного инструктажа по гражданской обороне не составляется раз и навсегда. Она будет дополняться и изменяться в случае необходимости. Если внезапного повода для пересмотра не будет, то обновлять программу целесообразно хотя бы раз в пять лет. Кроме того, чтобы полученные знания не теряли своей значимости, полезно разместить для информации в общедоступном месте плакаты по гражданской обороне, которые .
Вводный инструктаж по гражданской обороне: шаблоны документов
Здравствуйте, Денис!
В одном комментарии рассказать вам, что вы должны делать вряд ли получится. Начните с обучения специалиста и руководителя — тогда они будут знать, что делать.
Читайте также: Онлайн касса для ИП на УСН: нужен ли кассовый аппарат при упрощенке, обязательно ли применять ККТ при упрощенной системе налогообложения
Если коротко, то вы должны быть готовы действовать в ЧС. Для этого нужно в обычном режиме спланировать все действия и отработать их.
Давайте посмотрим перечень пунктов, по которым сотрудникам отдела надзорной деятельности МЧС России рекомендуется штрафовать (Источник: ohranatruda31.ru):
— Отсутствует положение или устав постоянно-действующего органа управления РСЧС.
— Отсутствуют документы прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствует утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
— Отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста уполномоченного на решение задач (есть) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
— Отсутствует приказ о создании КЧС и ПБ организации.
— Отсутствует положение о КЧС и ПБ организации.
— Отсутствуют функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствует положение о дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствуют функциональные обязанности персонала дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствует инструкция персоналу дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС), согласованная с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения персонала дежурно-диспетчерской службы (ДДС) организации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения председателя КЧС и ПБ организации.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам ГО, ЧС.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава специалистов и назначении учебных групп.
— Отсутствуют программы подготовки руководящего состава и специалистов, расписания и журналы учета занятий.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации проведения учений и тренировок.
— Отсутствуют отчетные материалы о проведении учений и тренировок.
— Отсутствуют документы определяющие показатели риска чрезвычайных ситуаций. Отсутствуют утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.
— Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
— Отсутствует свидетельство о страховании ОПО.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
Читайте также: Как подтвердить «нулевую» ставку НДС: все коды операций
— Отсутствует план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
— Отсутствуют отчетные документы о спланированных и проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссии.
— Отсутствует договор с профессиональным АСФ.
— Отсутствует свидетельство об аттестации АСФ.
— Отсутствует распорядительный документ (приказ) руководителя о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в состав нештатных АСФ, согласованный с территориальным органом МЧС.
— Отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
— Состав структура и оснащение нештатных аварийно спасательных формирований с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласованны.
— Отсутствуют документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований.
— Отсутствует свидетельство о регистрации и аттестации нештатных аварийно спасательных формирований (НАСФ).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует техническое задание на проектирование локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует проектная документация на создание локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует акт ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует план мероприятий по созданию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует паспорт локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о вводе в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— Отсутствует план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии.
— Отсутствует план эвакуации (приема эвакуированных).
— Отсутствуют документы плана эвакуации (приема эвакуируемых).
— Отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
— Отсутствуют карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления.
— Отсутствуют акты приема и накладные на выдачу средств индивидуальной защиты.
— Отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительные документы и накладные их получение.
— Отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты.
— Отсутствуют копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты.
— Отсутствует журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами.
— Отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена) обслуживающего защитное сооружение.
— Отсутствует журнал учета ЗС ГО.
— Отсутствует акт проверки содержания и использования защитного сооружения ГО.
— Отсутствует паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
— Отсутствует журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
— Отсутствует план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).
— Отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
— Отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
Читайте также: Какую отчетность сдает малое предприятие на УСН за 2021 год
— Отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
— Отсутствует инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
— Отсутствуют инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
— Отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
— Отсутствует инструкция по обслуживанию ДЭС.
— Отсутствует инструкция по противопожарной безопасности.
— Отсутствуют правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
— Отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
— Отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
— Отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
— Нарушены правила содержания и использования специальной техники и имущества гражданской обороны.
— Не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
— Хранение запасов организовано с нарушением условий отвечающих установленным требованиям.
— Отсутствует план гражданской обороны.
— Отсутствует план основных мероприятий на текущий год и отчетные материалы о выполненных мероприятиях.
Естественно, что если у вас нет ЗС на балансе, то пункты по защитным сооружениям вас не касаются. В некоторых других случаях количество пунктов также может сократиться.
Как проводить
Согласно Постановлению № 470, обучающий курс с 2021 года должны проходить все вновь принятые сотрудники организаций в течение первого месяца работы. Хотя необходимость проведения подобных мероприятий и закреплена законодательно, не лишне издать приказ, регламентирующий, кто, с кем и в какие сроки проводит инструктажи.
Порядок проведения инструктажа включает следующие шаги.
- Ответственное лицо сообщает работнику все необходимые сведения, или же на руки выдается инструкция вводного инструктажа по гражданской обороне для самостоятельного изучения.
- Ответственный устно проверяет приобретенные сотрудником знания.
- Работник подписывает экземпляр инструкции, хранящийся у работодателя, и получает на руки свой экземпляр.
- Сведения об инструктаже заносятся в специальный журнал. Это позволит в случае необходимости подтвердить факт его проведения.
Форма журнала законодательно не закреплена, но целесообразно ввести следующие графы:
- дата;
- наименование инструктажа;
- объем;
- ФИО и подпись инструктируемого;
- должность и ФИО специалиста, проводившего инструктаж, его подпись.
Практические тренировки также могут осуществляться на предприятии с целью закрепления полученных теоретических навыков. Периодичность их проведения фиксируется в плане-графике, а факт – в журнале аналогичной формы.
Источник: