Порядок и сроки уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений

Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций – для первых характерной целью деятельности является извлечение прибыли, вторые учреждаются для осуществления иных задач, не связанных с получением прибыли и распределением ее между участниками. Одной из форм некоммерческих предприятий являются бюджетные учреждения. Налоговый кодекс обязывает уплачивать налог на прибыль все без исключения организации, включая бюджетные, при определенных условиях. В статье расскажем про налог на прибыль бюджетных учреждений, рассмотрим сроки и порядок уплаты.

Содержание

  1. Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль
  2. Из чего складывается оплата труда
  3. Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
  4. Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными предприятиями
  5. Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль
  6. Ближайшие бесплатные вебинары
  7. Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных предприятий
  8. Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль
  9. Бухгалтерские проводки при учете
  10. Какие КБК применяются для уплаты налогов?
  11. Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
  12. Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации
  13. Бюджетные учреждения и налогообложение
  14. Законодательные акты по теме
  15. Налогообложение целевых поступлений бюджетных учреждений
  16. Типичные ошибки при расчете
  17. «Предпринимательские» бюджетные учреждения. Налоги и отчетность

Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль

Учреждением называется некоммерческое предприятие, учрежденное владельцем для осуществления функций некоммерческого характера, таких как социально-культурные и управленческие. Учредителем может являться:

  1. Физическое и юридическое лицо (тогда предприятие является частным учреждением).
  2. Российской Федерацией (предприятие будет являться государственным учреждением).
  3. Субъектом или муниципальным образованием (муниципальные учреждения):
  • автономным,
  • бюджетным,
  • казенным.

Бюджетное учреждение – некоммерческое предприятие, учрежденное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием ради оказания услуг и выполнения работ, направленных на обеспечение возможности осуществления полномочий государственных и региональных властей (утвержденных законом) области образования, культуры, занятости населения, науки, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, а также в других сферах жизни страны.

Бюджетные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы:

  • из перечня основных видов деятельности по государственному (муниципальному) заданию (финансируются посредством субсидирования и выделения средств из соответствующего бюджета),
  • сверх задания для физических и юридических лиц за деньги на тех же условиях,
  • не указанные в качестве основных видов деятельности, если они призваны способствовать достижению целей предприятия.

Само бюджетное учреждение не принимает бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. И поскольку бюджетное учреждение не признается получателем денег, нему неприменимы нормы Бюджетного кодекса для получателей средств бюджета. Читайте также статью: → «Особенности налогового и бухгалтерского учета в учреждениях культуры в 2021».

Читайте также:  Россия как правильно заполнить счетфактуру на транспортные услуги

До 1 января 2011 года бюджетные учреждения не имели права на распоряжение заработками от осуществления предпринимательской деятельности. Однако те предприятия, которые учреждались в согласии с Законом № 83-ФЗ, получили разрешение на распоряжение такими средствами. А значит, они (как и коммерческие компании) получают доход за результаты своей работы и сами управляют средствами. Отсюда возникают налоговые обязательства, подлежащие исполнению на общих основаниях. В том числе появляется и необходимость перечисления налога на прибыль с деятельности, направленной на извлечение дохода.

Из чего складывается оплата труда

Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.

Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.

Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.

В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.

Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.

Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль

Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  • доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  • доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  • бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  • доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  • выданные гранты,
  • целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
  • пожертвования в любой форме,
  • прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  • дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  • взносы в уставный капитал других организаций,
  • наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  • добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  • дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  • деньги, отданные в профсоюзы,
  • прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными предприятиями

Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль на общих условиях. Объект обложения налогом – прибыль налогоплательщика. Прибылью, в свою очередь, является разница между всеми денежными поступлениями и затратами, рассчитанные на основании главы 25 НК РФ. То есть прибыль бюджетного учреждения – прибыль от деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли.

Доходы, учитываемые при уплате налога на прибыль – выручка от продажи товаров, работ и услуг. Внереализационные доходы – это иные денежные поступления.

Учреждения должны разработать и утвердить учетную политику, чтобы всегда по одной схеме рассчитывать налог на прибыль. Субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям, не облагаются налогом, поскольку являются средствами целевого финансирования, при условии ведения раздельных книг учета доходов (расходов), которые получены (произведены) в рамках целевого финансирования.

Доходы, полученные учреждением от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях, не входят в перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов. То есть, выручка от оказания социальных услуг также подлежит обложению налогом на прибыль.

Читайте также:  Ввод остатков по счету 10.3.2 Топливо в баке

Доходы от реализации возмездных работ или услуг, также входят в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений. С целью уменьшения налогооблагаемой базы предприятие может учесть затраты (обоснованные и подтвержденные документами), но лишь те, которые разрешено учитывать налоговым законодательством.

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Автор: Л. Салина /эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»/

Бюджетники тоже платят налог на прибыль. Сегодня этим мало кого удивишь. Предпринимательская деятельность бюджетных организаций – это источник их дополнительного финансирования. Поэтому практически каждое бюджетное учреждение (за редким исключением) организует деятельность, которая в соответствии с правилами новой Инструкции по бюджетному учету[1] называется «деятельность, приносящая доход». А если есть доход, то имеется и налог на прибыль. В этой статье мы рассмотрим, какие доходы и при каких условиях учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с нормами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в том числе, и российские организации (ст. 246 НК РФ). Поскольку согласно Гражданскому кодексу бюджетные учреждения относятся к организациям (ст. 120 ГК РФ), они на общих основаниях являются плательщикам налога на прибыль организаций, так как введение в действие гл. 25 НК РФ отменило льготы для бюджетных организаций.
Прежде чем рассчитать налог на прибыль, нужно определить объект обложения этим налогом. Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, в свою очередь, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, объектом налогообложения является разница между полученными доходами и расходами, а денежное выражение этой разницы признается налоговой базой по данному налогу. Статья 274 НК РФ содержит перечень налогоплательщиков, для которых устанавливаются особенности определения налоговой базы. В указанный перечень бюджетные организации не включены.

Глава 25 НК РФ различает два вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Кроме того, отдельно дан перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Рассмотрим указанные виды доходов.

Доходы от реализации

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом Налоговый кодекс содержит определения товаров, работ, услуг (ст. 38 НК РФ).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

К сведению: в Инструкции № 25н слово «товар» не встречается. Кроме того, в Плане счетов бюджетного учета (в редакции Приказа Минфина РФ № 25н) изменено название счета 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Теперь он называется «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг». Следовательно, можно предположить, что для бюджетных организаций законодатели исключают возможность осуществления операций с товаром. Однако, по моему мнению, в целях применения гл. 25 НК РФ товаром может быть признана готовая продукция бюджетных учреждений, если она предназначена для реализации.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Так, если приносящая доход деятельность учреждения облагается НДС, то в налогооблагаемый доход не нужно включать указанный налог.

Итак, доходом от реализации считается выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. А что же, собственно, означает реализация?

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Таким образом, реализация – это передача права собственности на товары, работы либо оказание услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Как определяется выручка? Во-первых, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права как в денежной, так и в натуральной форме. Во-вторых, она признается либо по методу начисления либо по кассовому методу, который должен быть утвержден в учетной политике организации.

Читайте также:  Инвентаризация незавершенного производства: в строительстве и на производстве, порядок проведения, проводки, приказ

При использовании метода начисления доходы учитываются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. При кассовом методе учета датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу.

Внереализационные доходы

К доходам, учитываемым при определении прибыли, относятся также внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Перечень внереализационных доходов довольно обширный. Применительно к бюджетным организация можно отметить следующие внереализационные доходы:

1. Положительную (отрицательную) курсовую разницу, которая образуется вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

2. Признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

3. Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если они не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, то есть не относятся к доходам от реализации.

4. Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не относятся к доходам от реализации, то есть если этот вид деятельности не является для учреждения основным.

5. Проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

6. Суммы восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных НК РФ.

7. Безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Оценка доходов при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже установленной остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем независимой оценки.

Обратите внимание: сюда же финансовые органы относят и доходы от безвозмездного пользования имуществом. Так, в Письме № 03-03-04/1/359 Минфин указывает, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права. При этом у налогоплательщика – ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя. Следует учитывать, что судебные органы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98 «О практике разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ») не относят к налогооблагаемым доходам безвозмездное пользование имуществом, если оно предоставлено учреждению собственником имущества учреждения. В данном случае суды трактуют безвозмездное пользование имуществом как сбережение средств, а не как получение дохода.

8. Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.

9. Положительная курсовая разница, возникшая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, которая возникает при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

10. Суммовая разница, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

11. Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев их уничтожения, установленных ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и частью 5 приложения по проверке к указанной конвенции).

12. Доходы от использованного не по целевому назначению имущества, в том числе денежных средств, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

13. Кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами), списанная в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

14. Стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

В первую очередь у бюджетных организаций возникает вопрос: включать ли в налогооблагаемый доход средства финансирования из бюджета, то есть денежные средства, полученные в рамках сметы доходов и расходов. Ответ на него содержится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения не учитываются при определении налоговой базы.

Таким образом, в соответствии с НК РФ не все доходы, получаемые организацией, учитываются при определении прибыли. Перечень доходов, которые можно не включать в налоговою базу по налогу на прибыль, содержится в
ст. 251 НК РФ. Сразу же оговоримся, что этот перечень является закрытым, а это, в свою очередь, означает, что все доходы, не поименованные в указанной статье, следует учитывать при определении налогооблагаемой базы.
Поскольку список необлагаемых доходов достаточно большой, мы остановимся только на тех из них, которые могут иметь отношение к деятельности бюджетных учреждений, – это:

– целевое финансирование; – целевые поступления; – прочие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

Целевое финансирование

Читайте также:  Форма ОС-1 при продаже основного средства: правила заполнения и образец

Какие средства относятся к целевому финансированию, установлено пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Обязательное условие для включения целевого финансирования в необлагаемые доходы – раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования. При отсутствии раздельного учета указанные средства подлежат налогообложению с момента их получения. Если указанные средства в течение налогового периода не использованы или использованы не по целевому назначению, то к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное организацией и использованное ею по назначению, определенному либо источником финансирования (организацией или физическим лицом) либо федеральным законом. Кроме средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, к средствам целевого финансирования относятся:

1. Гранты. Они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. Если выделенные средства одновременно отвечают всем вышеперечисленным критериям, то их можно признать грантами.

2. Инвестиции на проведение инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ.

3. Инвестиции иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения.

4. Средства дольщиков и инвесторов аккумулированные на счетах организации-застройщика.

5. Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

6. Средства, поступившие на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

7. Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевые поступления

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ также содержит определение целевых поступлений. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, также должен быть раздельным.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности налоговым законодательством ограничен. Здесь нелишне будет вспомнить о том, что бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поэтому перечень (пп. 1 – 12 п. 2 ст. 251 НК РФ), в котором определены виды целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, применим и к бюджетным организациям.

Однако не все виды поступлений актуальны для них. В этом перечне можно выделить поступления, имеющие отношение к деятельности бюджетных учреждений:

1. Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. Безвозмездная передача имущества может быть произведена либо путем пожертвования, либо путем дарения. От налогообложения освобождаются только пожертвования, поэтому эти понятия следует разграничивать. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут быть произведены гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества. Бухгалтеру следует обратить внимание на документальное оформление получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговых органов договор пожертвования составляется в письменной форме, как требует гражданское законодательство. В соответствии с п. 2, 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть заключен в письменной форме, когда:

– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

– договор содержит обещание дарения в будущем.

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Согласно нормам гражданского законодательства при пожертвовании имущества юридическому лицу жертвователь может, но не обязан оговаривать направление использования имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Однако, учитывая, что использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его использования. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно использовать в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть использовано в других целях.

Обратите внимание: не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки «финансовая помощь», «материальная помощь», «спонсорская помощь» или «благотворительная помощь». В соответствии с Федеральным законом от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» спонсорский вклад признается платой за рекламу, то есть он не является безвозмездным.

В платежном поручении и других документах сумма НДС не выделяется, и счет-фактуру на пожертвованное имущество выставлять не надо.

2. Целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

3. Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Прочие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Кроме перечисленных целевых поступлений и целевого финансирования, к необлагаемым доходам относятся:

1. Суммы авансов (в том числе в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг), полученные учреждениями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Обратите внимание: если учреждение доходы от предпринимательской деятельности учитывает кассовым методом и объем выручки в среднем за предыдущие четыре квартала не превышает одного миллиона рублей за каждый квартал, то суммы полученных авансов оно должно включить в расчет налогооблагаемой прибыли (ст. 271 НК РФ).

2. Имущество, имущественные права, которые получены в форме залога.

3. Безвозмездная помощь (денежные средства, иное имущество), полученная в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ». При этом следует иметь в виду, что к безвозмездной помощи относится гуманитарная или техническая помощь на безвозмездной основе от иностранных государств, от их федеративных или муниципальных образований, международных и иностранных учреждений или некоммерческих организаций, а также физических лиц при условии, что на указанные средства (гуманитарную помощь) имеются документы, подтверждающие их принадлежность к гуманитарной или технической помощи.

4. Имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

5. Имущество (включая денежные средства), полученное по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору в связи с их исполнением, кроме комиссионного, агентского или иного вознаграждения.

6. Суммы кредита или займа (иных аналогичных средств или имущества) независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам, а также средства или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований. Здесь хочется обратить внимание бухгалтеров на хозяйственные отношения с заимодавцем. Суммы займа, полученные от контрагента, с которым заключен договор на оказание услуг или за которым в учете числится дебиторская задолженность, могут быть квалифицированы налоговыми органами как суммы аванса или полученного дохода.

7. Суммы процентов, полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за нарушение сроков возврата налоговыми органами излишне уплаченных налогов или сборов.

9. Суммы списанной и (или) уменьшенной иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней.

10. Имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, если оно используется в уставной деятельности.

11. Основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные в соответствии с законодательством РФ в целях подготовки граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

12. Суммы положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости.

13. Имущество (работы, услуги), полученное медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемое в установленном порядке.

14. Капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

От редакции. В следующем номере журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» вниманию читателей будет предложена вторая часть статьи Л. Салиной «Расходы при исчислении налога на прибыль».

Читайте также:  Как учитывать расходы на корпоративные мероприятия

[1] Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10. 02.06 № 25н (далее – Инструкция № 25н).

[2] Письмо Минфина РФ от 19.04.06 № 03-03-04/1/359 «О порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при получении имущества в безвозмездное пользование».

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности
  • 26.08.2021
    Обзор самых важных налоговых споров-2021. На что обратить внимание

Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных предприятий

Основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Образовательные и медицинские учреждения вправе применять к налогооблагаемой базе нулевую ставку, если для налоговой базы не установлены другие ставки согласно п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, и при соблюдении условий ст. 284.1 Налогового кодекса.

Основное требование для применения ставки 0% – получение доходов от оказания образовательных/медицинских услуг, осуществления исследований в области науки, создание опытно-конструкторских разработок. Причем доля выручки от осуществления перечисленных видов деятельности должна оказаться не ниже 90% всех заработков. Даже если доля будет равна 89,9%, налог на прибыль придется уплачивать.

Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль

Бюджетным организациям при обнаружении ошибок в уплате налога на прибыль следует самостоятельно их исправить, провести перерасчет налога, уплатить в бюджет разницу и пени за период, пока ошибка выявлена не была, направить в налоговую службу уточненную декларацию.

В противном случае на учреждение будет наложен штраф, рассчитанный на основании суммы недоимки за вычетом сумм имеющихся в учреждении переплат. Также будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа. При злостном нарушении налогового законодательства меры наказания будут ужесточаться вплоть до привлечения руководства предприятия к уголовной ответственности.

Бухгалтерские проводки при учете

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

ОперацияДЕБЕТКРЕДИТНачислен налог на прибыль организации:● с доходов от продажи нефинансовых активов2.401.10.1722.303.03.730● с доходов от аренды2.401.10.120● с доходов от платных работ/услуг2.401.10.130● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений)2.401.10.180Уплачен налог на прибыль в бюджет2.303.03.8302.201.11.610Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 – в зависимости от учетной политики предприятия)

Какие КБК применяются для уплаты налогов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет – систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).

Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации

За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:

  • 1 900 000 рублей из бюджета,
  • 175 000 000 рублей целевых средств,
  • 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.

В сумме: 2 625 000 рублей.

  • Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:

550 млн. : (2625 млн. – 175 млн.) * 100% = 22,4%

  • Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:

(2425 млн. – 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.

  • Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:

550 млн – 504 млн. = 46 млн. рублей.

  • Расчет налога на прибыль по общей формуле:

(550 млн. – 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей.

Бюджетные учреждения и налогообложение

Бюджетные учреждения также являются налогоплательщиками. Они могут подпадать под налогообложение любым налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается при ведении деятельности, приносящей доход. Однако согласно ст. 149 НК РФ существуют необлагаемые виды операций, например некоторые медицинские и образовательные услуги.

Налог на прибыль в некоторых случаях должен быть исчислен, даже если учреждение не ведет коммерческую деятельность. Например, при безвозмездном получении имущества. Также в ст. 251 НК РФ содержатся виды необлагаемых доходов, применимые к бюджетным учреждениям.

Бюджетные учреждения уплачивают страховые взносы, являются агентами по НДФЛ, вносят налог на имущество, а также прочие платежи в бюджет РФ, если подпадают под определение плательщика.

Качество организации и ведения бухучета зависит от работы бухгалтера, который должен знать, чего от него ждет руководитель.

О том, как составить должностную инструкцию для данного ответственного лица, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец».

Законодательные акты по теме

Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:

СтатьяОписаниест. 50 ГК РФО возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была созданаст. 120 ГК РФОб открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиямиФедеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”Об определении некоммерческих организацийПостановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. заданияПисьмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организацийгл. 25 НК РФО налоге на прибыльПисьмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/[email protected]Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение доходаст. 247 НК РФОбъект налогообложения по налогу на прибыльст. 250 НК РФО внереализационных доходахПисьмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходовПисьмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условияхст. 270 НК РФРасходы, не учитываемые в целях налогообложенияПриказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected]Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организацииПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль”Руководство для исчисления налога на прибыльПриказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114нУтверждение ПБУ 18/02

Налогообложение целевых поступлений бюджетных учреждений

Государственное учреждение социального обслуживания населения является бюджетным учреждением и полностью финансируется из областного бюджета. Предпринимательской деятельностью не занимается.

С разрешения Минфина открыт внебюджетный счет, на который поступают благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц (за 2007 год 25 000 рублей), оплата питания сотрудников в столовой центра (36 000 рублей) и целевые средства на питание в летнюю оздоровительную кампанию из ФСС РФ (224 000 рублей).

Сотрудники вносят предоплату за обеды, есть положение о питании сотрудников в центре, питание закреплено в трудовом договоре, так как учреждение имеет закрытый характер, и у сотрудников нет возможности оставить детей без присмотра в обеденный перерыв. Стоимость обеда не включает никаких наценок – компенсируется только стоимость закупленных продуктов питания.

Имеет ли учреждение право на предоставление льготы по налогообложению по НДС и налогу на прибыль по указанным источникам дохода, и как правильно заполнить декларации:

а) по налогу на прибыль: нужно ли заполнять раздел 00212 листа 7 «Отчет о целевом использовании имущества, средств, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений…» по коду 140 на общую сумму 285 000 рублей?

б) по НДС: нужно ли заполнять раздел 9 «Операции, не подлежащие налогообложению» по коду 1010232 «Реализация продуктов питания…» на сумму 36 000 рублей (питание сотрудников центра); по коду 1010288 «Передача товаров, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности…» на сумму 25 000 рублей (полученная нами благотворительная помощь); по коду 1010295 «Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций …» на сумму 224 000 рублей (полученные из ФСС РФ средства на оплату стоимости питания детей в летнем оздоровительном лагере)?
Налог на прибыль организаций
Согласно ст. 321.1 НК РФ

налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет
доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При этом иными источниками

— доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база

бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы

, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ

при определении налоговой базы
не учитываются
целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления

из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет

доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (к которым относятся бюджетные учреждения) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

пожертвования

, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;

– суммы финансирования из бюджетов

государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной

деятельности.

Исходя из этой нормы в Вашей ситуации не будут учитываться

при определении налоговой базы:

– пожертвования;

– целевые средства, полученные из ФСС РФ.

Ст. 251 НК РФ

конкретизировано, что
не учитываются
в целях налогообложения прибыли
пожертвования
, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.

Ст. 582 Гражданского кодекса РФ

признает пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ

.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Поскольку в ст. 251 НК РФ

использовано понятие «пожертвование», и ничто иное, то во избежание недоразумений с налоговыми органами юридические и физические лица, осуществляющие перечисление денежных средств на счет Вашего учреждения, в назначении платежа должны указывать именно
«пожертвование»
, а не «благотворительный взнос», не различная «помощь» и т.п.

Согласно Порядку заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования

, целевые поступления и другие средства, указанные в
пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ
.

При этом в Отчет не включаются

средства, выделенные бюджетным учреждениям
по смете доходов и расходов
бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приведенной в Приложении № 2 к Порядку таблицы и переносит, соответственно, в графы 2 и 3 отчета

.

Полученные Вашим учреждением средства являются целевыми и имеют коды: 140

– пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ,
170
– суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, Вы должны заполнять Лист 07 декларации с указанием кодов вида поступлений 140 (на сумму 25 000 руб.) и 170 (на сумму 224 000 руб.).

Суммы возмещения сотрудниками учреждения стоимости продуктов питания не являются

целевыми поступлениями, не поименованы в закрытом перечне доходов,
не учитываемых
при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому они включаются в налоговую базу в составе
доходов от реализации
.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 146 НК РФ

объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией

товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (
ст. 39 НК РФ
).

Поскольку Ваше учреждение в отношениях с юридическими и физическими лицами — пожертвователями и ФСС РФ является не передающей, а получающей

стороной, объекта налогообложения НДС у учреждения не возникает, следовательно,
не нужно
заполнять раздел 9 декларации по НДС.

Иная ситуация с питанием

сотрудников учреждения.

В этом случае учреждение осуществляет реализацию

блюд сотрудникам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ

не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других
учебных
заведений, столовыми
медицинских
организаций, детских
дошкольных
учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (код операции, не подлежащей налогообложению, 1010232).

Тип Вашего учреждения не поименован в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ

.

Поэтому указанная льгота на Ваше учреждение не распространяется

.

Следовательно, реализация питания сотрудникам учреждения подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Типичные ошибки при расчете

Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.

Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).

Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.

Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).

«Предпринимательские» бюджетные учреждения. Налоги и отчетность

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками

налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ

они освобождаются от обязанности по уплате
налога на прибыль организаций
(в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),
налога на имущество организаций
(в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и
единого социального налога
(в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также
не признаются налогоплательщиками НДС
(в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 НК РФ
, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налог на прибыль организаций
В соответствии со ст. 246 НК РФ
российские организации
(в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения

для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (
ст. 247 НК РФ
).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ

налогоплательщики —
бюджетные учреждения
, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет
доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база

бюджетных учреждений определяется как разница между полученной
суммой дохода от реализации
товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и
суммой фактически осуществленных расходов
, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает

.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются

доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (
п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ
).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает

, учреждение в целом как организация
не перестает
признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога

, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе
Титульного листа (Листа 01), Листа 02
и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в
пунктах 1
и
2 ст. 251 НК РФ
, –
Листа 07
.

Налог на добавленную стоимость

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС

, так как декларацию обязаны предоставлять только
налогоплательщики
, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит

налогообложению НДС в соответствии с
п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ
.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС

несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно,
не освобождается
от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает

его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение

от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (
ст. 145 НК РФ
).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

Обратите внимание!

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС

, а также если учреждение исполняет обязанности
налогового агента
по НДС, декларацию придется представлять по правилам
главы 21 НК РФ
.

Налог на имущество организаций

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются

от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает

в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении
всего имущества
учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ

учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы
по своему местонахождению
, по местонахождению каждого своего
обособленного подразделения
, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого
объекта недвижимого имущества
(в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)
налоговые расчеты
по авансовым платежам по налогу и
налоговую декларацию
по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления

о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены
налоговые расчеты
по авансовым платежам и
налоговая декларация
по этому налогу.

Транспортный налог

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются

от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения,
не имеющие доходов
от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют

.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ

и Закона № 43-ОЗ.

ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

на вмененный доход учреждение
освобождается
от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы

на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ

данные о суммах исчисленных, а также уплаченных
авансовых платежей по ЕСН
, данные о сумме
налогового вычета
, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает
в расчете
, представляемом
не позднее 20-го числа
месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта

года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию

налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган,
не позднее 1 июля года
, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете

, представляемом
не позднее 20-го числа
месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация

по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган
не позднее 30 марта
года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями

в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход)

работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа

месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность
по форме 4-ФСС РФ
, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены

от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Источник: mjjm.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий