Налоговые льготы в Крыму и Севастополе — специальная экономическая зона

Для предпринимателей, желающих «пустить корни» в Крыму или Севастополе (новый субъект федерации), ближайшие 25 лет обещают стать настоящим налоговым раздольем. Благоприятная налоговая ситуация коснется многих направлений бизнеса, поэтому сегодня предприниматели готовят необходимые документы, чтобы получить статус участника государственной программы поддержки Крыма.

Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ), и этот шаг можно смело считать благоприятным фактором для развития бизнеса в Крыму и привлечения новых инвестиций в экономику республики.

  • Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
  • Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
  • Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
  • Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
  • Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
  • Экономическое взаимодействие с материковой Россией
  • Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
  • Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
  • Органы управления СЭЗ

Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:

  • 2% максимальной налоговой ставки на прибыль в первое 3-х летие деятельности;
  • Предоставление возможности в течение первого 10-ти летия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6%;
  • Возможность в течение 10-ти лет иметь «0» ставку налога на имущество организаций;
  • Налоговая ставка при УНС до 2021 года была нулевая, следующую «пятилетку» – 4%.

Эти, как и многие другие приятные налоговые сюрпризы, призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове. Как заявил нынешний замминистра по делам Крыма А. Соколов, правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия.

Читайте также:  Инспекция ФНС России по Железнодорожному району Хабаровска в Хабаровске

Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.

Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок, или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы – в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.

Содержание

  1. Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
  2. Начисление и сроки уплаты налога для организаций
  3. Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
  4. Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:
  5. Действующие налоговые режимы для малого бизнеса
  6. Таблица 1. Условия ограничений в использовании режимов налогообложения
  7. Таблица 2. Ограничения на применение налоговых режимов
  8. Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
  9. УСНО и ЕСХН в Крыму – какая налоговая нагрузка вас ждет
  10. Таблица 4. Сравнение налоговых режимов для малого бизнеса – ОСНО, УСНО, ЕСХН
  11. Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
  12. ЕДНВ в Крыму – какова налоговая нагрузка при данном режиме
  13. Таблица 5. Как рассчитать налоговую нагрузку при ЕНВД (в тыс. рублей)
  14. Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
  15. Экономическое взаимодействие с материковой Россией
  16. Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
  17. Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
  18. Объекты налогообложения
  19. Органы управления СЭЗ

Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя

Работа СЭЗ на территории полуострова регламентируется Федеральным законом, датированным 29.11.2014 года под N 377-ФЗ. Действующим законодательством пока что не предусмотрено ограничений по поводу организационно-правовой формы ИП или юридических лиц, желающих стать участниками СЭЗ.

Предпринимательская деятельность в СЭЗ ограничена, она не может касаться пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации.

Это означает, что любые юр. лица и ИП, зарегистрированные и состоящие в Крыму на налоговом учете, имеют право получить положение участника СЭЗ. Обязательным является наличие соответственной инвестиционной декларации об осуществлении инвестиционного проекта на территории Республики Крым. Как заявил в интервью ИА «КрымБизнесКонсалтинг» Андрей Соколов, замминистра по делам Крыма, для полноправного вхождения в выгодно экономическую зону необходимо иметь регистрацию ИП/юридического лица в Севастополе или Крыму, а также инвестиционный проект с вложением капитала в размерах от 3-х миллионов рублей за первые 3 года осуществления деятельности. Не имея статуса самостоятельного юридического лица, войти в зону не смогут различные представительства и филиалы компаний.

Для беспрепятственного вхождения в состав свободной экономической зоны необходимо соблюдать ряд условий и формальностей. Обязательными являются:

  1. Регистрация ИП или организации в Севастополе или на остальной территории Крыма.
  2. Постановка в местных налоговых органах на учет.
  3. Подача соответственного заявления с просьбой заключить договор с возможностью деятельности в условиях СЭЗ. В письменном виде данное заявление подается в Совмин Крыма или Законодательное собрание города Севастополя.
  4. Приложение указанного пакета документации при подаче заявления. Такими документами являются: — для юр. лиц – ксерокопии учредительных документов, — копии документов о постановке на налоговый учет, — ксерокопии свидетельств о гос. регистрации ИП или юр. лица, — инвестиционная декларация, изложенная в соответствующей форме.
  5. Заполнение установленного образца инвестиционной декларации. Содержание декларации определяется нормативами федерального закона ФЗ-377, отражая следующие сведения: — вид деятельности, — целенаправленность инвестиционного проекта, — экономически-техническое определение инвестиционного проекта (обязательно указывается размер средней ЗП и количество планируемых рабочих вакансий), — размеры общих капитальных финансовых вложений, планируемых в рамках проекта (в частности, необходима информация о планируемых вложениях в первые 3 года, считая от даты заключения договора), — отражение реализации инвестиционного проекта в Крыму или Севастополе, — отражение графика ежегодных вложений в первые 3 года деятельности.
  6. Следующим пунктом идет ожидание принятия решения соответствующими органами и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных вложений. При сумме вложений более 100 млн. рублей заявка с проектом договора и приложенной документацией направляется на рассмотрение в экспертный совет по вопросам СЭЗ не позднее 7-дневного срока. В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, при этом орган может вменить заявителю внесение каких-либо изменений в поданную декларацию. При заявленной сумме менее 100 млн. рублей, заявку обязаны рассмотреть высшие исполнительные органы власти Севастополя или Республики Крым – в зависимости от места регистрации заявителя. Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.
  7. Заключение договора о работе в условиях СЭЗ. Заключенный договор затем входит в реестр участников свободной экономической зоны.
  8. Последним организационным вопросом является получение свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. Именно с этого времени заявитель становится полноправным участником и получает право на осуществление предпринимательской и иных видов деятельности на территории свободной экономической зоны в условиях специальных режимов налогообложения. Возможности и условия регулируются рамками заключенного договора.

Отказ в заключении договора практически невозможен, если участник выполнил все указанные требования и предоставил всю необходимую информацию и документы. Этот момент также регламентируется действующим законодательством.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Юридические лица обязаны производить оплату транспортного налога путем совершения ежеквартальных авансовых платежей. Сумма к оплате рассчитывается как произведение действующей в регионе налоговой ставки на количество месяцев, в течение которых налогоплательщик владел транспортным средством. Оплата производится по реквизитам налогового органа в течение 30 дней по окончании налогового периода.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 1 квартал 2021 года — не позднее 30 апреля 2021 года
  • за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 30 июля 2021 года
  • за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 30 октября 2021 года
  • за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму

По законодательству России в данной ситуации предусматривается 2 разновидности льгот по налогам. К первым можно отнести льготы, определяемые для участников зоны, а вторые – это общие льготы, под которые попадают все ИП и организации, осуществляющие деятельность на территории зоны.

Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:

  • Пониженные ставки по налогам на прибыль предприятий и возможности применения в отношении основных средств повышенного амортизационного коэффициента;
  • При работе на НДС – льготы на налоги во время помещения продукции под таможенную процедуру свободной зоны таможенного контроля;
  • Возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-ти лет;
  • Общие размеры страховых взносов на 10-летний период снижены до 7,6%;
  • Земельный налог не уплачивается в первый 3-летний период работы.

Законом о СЭЗ может быть установлен определенный перечень требований по поводу возмещения и уплаты НДС, а также применения налоговых вычетов по акцизам. Кроме того, существуют отдельные моменты при постановке участников СЭЗ на учет как плательщиков специальных налогов.

В российском налоговом законодательстве предусмотрены несколько режимов налогообложения, которые в малом бизнесе могут использоваться по одному или в комбинированном порядке:

  • ОСНО — общий вид системы налогообложения;
  • УСНО — упрощенный вид системы налогообложения;
  • ЕНВД — разновидность единого налога на вмененный налог;
  • ЕСХН — единый сельхозналог;
  • ПСН — патент.

Использование специальных налоговых режимов осуществляется сугубо добровольно, что обеспечивает предпринимателям пониженные налоговые вычеты. Чаще всего используется режим ОСНО – при условии, что ИП не было изъявлено желание работать на другом режиме. Министерством финансов с 2021 года планировало полный отказ от ЕНВД и замену его патентом. Применять в своей деятельности патент сейчас могут только индивидуальные предприниматели, но не юридические лица. И даже если такой возможности у российских предприятий не появится, до 2021 года они могли работать на ЕНВД.

При осуществлении деятельности на общем налоговом режиме необходима уплата налога на прибыль (от ИП – уплата НДФЛ), на имущество и НДС. Малые предприятия довольно редко используют ОСНО – из-за невыгодно высоких налоговых издержек. Однако если деятельность предприятия (результаты деятельности) выходит за рамки, установленные при работе в других режимах, действие ОСНО начинается по умолчанию в обязательном порядке. Даже в проведении аналитических расчетов ОСНО можно выставить в качестве критерия эффективности спецрежимов, определяя, таким образом, верхние границы налоговой нагрузки.

Читайте также:  Уплата НДС при реализации макулатуры возложена на покупателей

Среди малых предприятий Крыма актуальными могут стать следующие виды низконалоговых режимов:

  • УСНО – режим, достаточно удобный практически для всех направлений и категорий индивидуальной деятельности. С той лишь разницей, что для предпринимателей, занимающихся производством и торговлей при высокой доле затрат, выгодными являются условия УСНО при налоговой ставке 15% – с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Для оказания услуг и аренде более выгодный будет УСНО со ставкой в 6% и объектом «доходы».
  • ЕСХН – режим, который может быть полезен для предпринимателей, занимающихся в Крыму сельским хозяйством. Налогооблагаемая база этого режима «доходы» со ставкой 6%. Пользование ЕСХН возможно для ИП, общая выручка которых от производства сельхозпродукции может составить не менее 70%.
  • ЕНВД – данный режим может использоваться в ограниченном количестве видов деятельности. При этом размер налоговой нагрузки зависит от базовой доходности и вмененного дохода, а не от финансовых результатов работы. База «доходы минус расходы» составляет базовую доходность, минус уплата соцвзносов. Налоговая ставка ЕНВД – 15%.

Существует еще один вид режима – патент, являющийся неким аналогом ЕНВД. Наиболее актуален патент для ИП с самым малым оборотом.

Предприятиям предоставляется возможность заниматься одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности, сочетая при этом различные налоговые режимы. К примеру, на территории России нередко можно встретить, когда малому предприятию удается успешно сочетать УСНО и ЕНВД.

Для удобства понимания давайте обобщим вышесказанное в таблицу.

Таблица 1. Условия ограничений в использовании режимов налогообложения

Налоговый режимБазаНДС*Налог на имуществоНоминальная ставкаОбщая хар-ка системыОСНОПрибыльЕстьЕсть20% для юрлиц, 13% для ИПГибкаяУСНО 6%ДоходыНетНет6%ГибкаяУСНО 15%Доходы минус расходыНетНет15%ГибкаяЕСХНДоходы минус расходыНетНет6%ГибкаяЕНВДВмененный доходНетНет15%НегибкаяПатентПотенциально возможный доходНетНет6%Негибкая

Стоит сразу отметить, что Налоговым Кодексом РФ установлены определенные ограничения при использовании различных систем налогообложения. Если режим ОСНО применим для всех видов деятельности, и не имеет ограничений, то он является просто невыгодным для малого бизнеса при более удобных альтернативных вариантах.

Учитывая то, что условия специальных режимов определены для малого бизнеса, налогоплательщики обязаны соблюдать все предписанные параметры в этом плане. Специальными органами может контролироваться и структура уставного капитала, и средняя численность персонала предприятия, и важные объемные показатели – размеры выручки, основные фонды, площадь помещений и т.д.

Например, Налоговым Кодексом устанавливаются определенные критерии для малого предприятия – численность штата не должна превышать 100 человек, размеры основных фондов – суммы в 100 миллионов рублей. Кроме того, предусматривается участие других организаций в объеме до 25%.

Законодательство предусматривает и ряд специфических ограничений, присущих конкретным налоговым режимам. Так, работа на УСНО или патенте подразумевает максимальную выручку до 60 миллионов рублей в год. При ЕСХН более важной является структура выручки – здесь сельхозпродукция должна составлять не менее 70%. Других установленных лимитов для этого режима нет, кроме рыболовецких хозяйств – в них количество работников должно быть не более 300 человек.

Для ЕНВД также установлен ряд определенных критериев и лимитов. Размеры выручки здесь роли не играют, однако численность штата все же ограничена количеством в 100 человек. Кроме того, площадь торгового зала не должна быть более 150 квадратных метров, хотя максимальное количество торговых точек в нем не прописывается. Логический предел выручки при ЕНВД все же имеется, так как при этом режиме действует лимит средней численности в 100 человек. Стоит обратить внимание, что в отличие от УСНО, ЕНВД можно применять к ограниченному в строгом порядке перечню видов предпринимательской деятельности.

Таблица 2. Ограничения на применение налоговых режимов

Налоговый режимЛимитыВыручкаСредняя численностьСреднегодовая стоимость фондовВид деятельностиСтруктура капиталаОСНОНет ограниченийЕСХННет ограничений**Сельское хозяйствоНет ограниченийЕНВДНет ограничений100Нет ограниченийУстановлен перечень видов деятельностиДоля участия других организаций не более 25%УСНО 6%60 млн руб.100 млн руб.За исключением некоторых видов деятельностиУСНО 15%Патент60 млн руб.15Нет ограниченийУстановлен перечень видов деятельностиПатент распространяется только на ИП

*В данной таблице вы увидите наиболее общие ограничения для применения специальных режимов, а с полным перечнем можно ознакомиться в НК РФ. **Исключение – рыболовецкие хозяйства, где предусмотрен лимит в 300 человек.

Дабы налогоплательщики Крыма не приняли опрометчивых решений, отметим, что в Российской Федерации получила активное применение практика, когда бизнес искусственно дробился для того, чтобы получить права на применение режимов с низким налогообложением. Налоговые структуры вели борьбу с этим явлением, предоставляя в суде доказательства умысла налогоплательщиков в недобросовестном снижении налоговых обязательств. Из этого следует, что во время планирования налоговых отчислений, в обязательном порядке учитывайте налоговые риски, чтобы не случилось противозаконного снижения налоговых обязательств.

Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе

Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.

Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.

Читайте также:  Титульный лист 3-НДФЛ: код страны, налогового периода и другое

К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.

Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же – расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот – 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий.

Страховые взносы оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове.

Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Но хотя все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.

УСНО и ЕСХН в Крыму – какая налоговая нагрузка вас ждет

Давайте разберемся, когда предпочтительнее сделать выбор в сторону той или иной базы УСНО. УМНО (ставка 6%) с базой «Доходы» оптимально подойдет для предприятий с высоким уровнем рентабельности. К ним обносятся консалтинг и сдача имущества в аренду. Менее рентабельным видам деятельности, например, торговле и производству, предпочтительнее остановить выбор на УСНО со ставкой 15% разницы между доходной и расходной частью. Для более точного определения порога рентабельности необходимо учитывать начисление страховых взносов, так как эти расходы отнимают из сумм УСНО при использовании базы «доходы». В этом случае страховые взносы не могут снизить размер налоговый отчислений при УСНО больше, чем на 50%.

Расчет точки безразличия:

Д х 6% — С = (Д – Р) х 15%, где

Д – сумма дохода, признаваемая при режиме УСНО; Р – сумма расходов, которая принимается при УСНО; С – сумма страховых отчислений.

Учитываем, что Д х 6% — С больше или равно Д х 50% х 6%. Несомненно, если ваше предприятие отвечает критериям сельскохозяйственного, то оптимальным выбором является ЕСХН.

Таблица 4. Сравнение налоговых режимов для малого бизнеса – ОСНО, УСНО, ЕСХН

ПоказательМетодика расчетаРежим налогообложенияВысокий уровень затратНизкий уровень затратОСНОУСНО 6%УСНО 15%ЕСХНУСНО 6%УСНО 15%12345678ВыручкаСтрока 160 00060 00060 00060 00060 00060 000в том числе НДССтрока 2 = стр. 1× 18 / 118%9 153Материальные затратыСтрока 3 = стр. 1× 75% (10%)45 00045 00045 00045 0006 0006 000в том числе НДССтрока 4 = стр. 3× 18 / 118%6 864Заработная платаСтрока 56 0006 0006 0006 0006 0006 000Социальные взносыСтрока 6 = стр. 5× 30%1 8001 8001 8001 800*1 8001 800ПрибыльСтрока 7 = стр. 1 — стр. 2 — стр. 3 + стр. 4 — стр. 5 — стр. 64 9117 2007 2007 20046 20046 200НДС к уплатеСтрока 8 = стр. 2 — стр. 42 28900000Налогооблагаемая базаСтрока 94 91160 0007 2007 20060 00046 200Ставка налогаСтрока 1020%6%15%6%6%15%Налог с облагаемой базыСтрока 11 = стр. 9× стр. 109821 800**1 0804321 800**6 930Налоговое бремяСтрока 12 = стр. 6 + стр. 8 + стр. 115 0713 6002 8802 2323 6008 730Чистая прибыльСтрока 13 = стр. 7 — стр. 113 9295 4006 1206 76844 40039 270Налоговое бремяСтрока 14 = стр. 12 / стр. 13129%67%47%33%8%22%

*Начиная с 2015 года, пониженный тариф для тех, кто применяет ЕСХН, будет отменен – читай п. 2 статьи 58 Закона о страховых взносах. ** 1800 = 60 000 х 6% — 1800 В таблице суммы указаны в тыс. рублей.

Разъяснения к таблице №4: Как видно, для сравнительного анализа были взяты такие режимы налогообложения как ОСНО, ЕСНХ и УСНО. Размер выручки составил 60 млн. рублей в год – это дает возможность работать на УСНО. Взносы в обязательные страховые фонды приняты в размере 30% ФОТ. Налоговая нагрузка при ОСНО рассчитывалась без учета влияния имущественного налога.

Налогооблагаемая база совпадает с прибылью для УСНО, ОСНО с объектом «доходы минус расходы» и ЕСХН.

База налогообложения при режиме УСНО с объектом «доходы» совпадает с выручкой.

Смотрим графы 3-6 – в них отображается деятельность малого предприятия, где наблюдается существенная затратная часть. Такими расходами отличаются торговля, производство и сельскохозяйственная отрасль.

Графы 7 и 8 рассматривают ситуацию для малого предприятия, на котором наблюдается высокий уровень рентабельности. Этим отличается сфера услуг и аренда. 6-ти процентный налог на УСНО уменьшен на сумму обязательных отчислений в социальные фонды 1800 тысяч рублей. Но сумма не должна быть снижена более чем на 50% суммы, которая рассчитывается к уплате налоговых отчислений.

Что следует из таблицы №4?

Уже стало ясно, что ОСНО отличается наибольшей налоговой нагрузкой. При УСНО с объектом «доходы минус расходы» (смотрим графу 5) для деятельности с низкой рентабельностью налоговые отчисления будут ниже, чем при УСНО с объектом «доходы» (колонка 4). Налоговая нагрузка при УСНО с объектом «доходы» (графа 7) для тех видов деятельности, где наблюдается высокий уровень рентабельности, будет ниже, чем при режиме УСНО с объектом «доходы» минус расходы» — смотрим колонку 8. Заглянув в графу 6, мы понимаем, что ЕСХН характеризуется самой НИЗКОЙ налоговой нагрузкой для тех предприятий, чья рентабельность остается на низком уровне. Это обусловлено 6-ти процентной ставкой налога.

Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма

Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.

С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.

При этом исключение из правил есть. Если товары были приобретены для осуществления деятельности на территории зоны, то по истечению 5-летнего срока продукция будет доступна для вывоза в любые другие регионы России без таможенных выплат и процедур.

В данном случае резидент зоны имеет право выбора, при котором он платит НДС и таможенную пошлину за отдельные компоненты продукции, или же за товар, произведенный с применением этих комплектующих. Если при ввозе и вывозе товаров участие принимает два и более субъекта предпринимательской деятельности, то льготы на таможенные оплаты сохраняются в полной мере.

Следующим моментом является ФЗ-377 – закон, по которому предусматриваются субсидии, возмещающие затраты участников СЭЗ. К таким затратам относятся сборы, налоги, таможенные пошлины для товаров, которые ввозят для строительства, оборудования, технического оснащения объектов, необходимых резидентам зоны для реализации заявленных планов и проектов. В данное время нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты субсидий этого типа, находятся на стадии разработки.

Читайте также:  Главный информационно-аналитический центрМинистерства образования Республики Беларусь

Этими же положениями в законодательстве РФ определяются статусы морских портов в Крыму и Севастополе – по принятым поправкам в законах они считаются свободными портами. На территории свободных портов пользуются правилами и процедурами по законодательству Таможенного союза.

Также по решению Правительства РФ в портах свободного типа устанавливается отдельный порядок таможенных процедур. Эти процедуры могут касаться перевозки пассажиров, транспортных средств, грузов, животных и различных видов товаров. В данный момент решение Правительства пока не принято, хотя проект документа уже разработан.

ЕДНВ в Крыму – какова налоговая нагрузка при данном режиме

Выше уже было сказано, что ЕНДВ выделяется тем, что его величина не связана с финансовыми показателями итогов хозяйственной деятельности определенного плательщика налогов. Этот налог не является гибким, и при расчете налоговой нагрузки при ЕНВД, нужно проанализировать чувствительность. Это делается для демонстрации негибкости ЕНВД и для осознания, чем чревата данная налоговая нагрузка.

Таблица 5. Как рассчитать налоговую нагрузку при ЕНВД (в тыс. рублей)

ПоказательМетодика расчетаРежим налогообложенияОСНОЕНВДСтандартный вариантОптимистичный вариантПессимистичный вариант123678ВыручкаСтрока 160 00060 00078 00042 000в том числе НДССтрока 2 = стр. 1 × 18 / 118%9 153Материальные затратыСтрока 3 = стр. 1× 75%45 00045 00058 50031 500в том числе НДССтрока 4 = стр. 3× 18 / 118%6 864Заработная платаСтрока 56 0006 0006 0006 000Социальные взносыСтрока 6 = стр. 5× 30%1 8001 8001 8001 800ПрибыльСтрока 7 = стр. 1 — стр. 2 — стр. 3 + стр. 4 — стр. 5 — стр. 64 9117 20011 7002 700НДС к уплатеСтрока 8 = стр. 2 — стр. 42 289000Налогооблагаемая базаСтрока 94 91110 47310 47310 473Ставка налогаСтрока 1020%15%15%15%Налог с облагаемой базыСтрока 11 = стр. 9× стр. 10982786**786**786**Налоговое бремяСтрока 12 = стр. 6 + стр. 8 + стр. 115 0712 5862 5862 586Чистая прибыльСтрока 13 = стр. 7 — стр. 113 9296 41410 9141 914Налоговое бремяСтрока 14 = стр. 12 / стр. 13129%40%24%135%

*786 = 10473 х 15% — 50% = 1571,2 – 50% = 786

Разъяснения к таблице №5: Чтобы провести сравнительный анализ были рассмотрены 3 варианта:

  1. Стандартный, где объем выручки составляет 60 миллионов рублей ежегодно.
  2. Оптимистичный вариант, увеличенный на 30%, что составило в сумме 78 млн. рублей.
  3. Пессимистичный, сумма которого была уменьшена на 30% — в сумме это составило 42 млн. рублей.

30%-ти процентная ставка ФОТ принимается в качестве взносов в ФОС. Когда проводился расчет налоговой нагрузки при ОСНО, влияние налога на имущество не учитывалось. Налогооблагаемая база на ЕНВД во всех рассмотренных выше вариантах одинакова. Она была рассчитана из предположения, что розничная организация торговли располагает двумя торговыми помещениями, площадь которых составляет 145 кв.м. При расчетах были использованы коэффициенты-дефляторы (К1) на 2014 год. Показатель К1 составляет 1, 672. К2 = 1.

Расчет налогооблагаемой базы: 1800 рублей х 12 месяцев х 1, 672 х 1 х ( 145+145) кв. м = 10 473, 4 тысячи рублей. Показатель ЕНВД исчислялся с учетом уменьшения суммы на отчисления в социальные фонды.

Итоги по таблице 5.

Если величина ЕНВД фиксирована, то размер налоговой нагрузки в абсолютном варианте будет ОДИНАКОВЫМ. Это касается всех трех рассмотренных выше вариантов. Если идет разговор об относительном показателе (налоговом бремени в процентном выражении), то его величина будет напрямую связана с финансовыми результатами хозяйственной деятельности.

Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ

В статье 17 ФЗ-377 определены отдельные порядки, касающиеся землепользования и строительства на территории СЭЗ. Действовать закон начнет с января 2021 года, а его применение на практике будет касаться размещения тех объектов, которые считаются нужными для реализации планируемых участниками инвестиционных проектов.

При этом достаточно важно и то, что необходимые участнику для реализации планов земельные наделы будут предоставляться муниципалитетом или государством в аренду на обговоренный заранее срок – без каких-либо вариантов торгов.

Планировкой территории СЭЗ и разработкой соответствующей документации, а также принятием решений в этом направлении будет заниматься Совмин Крыма или Правительство Севастополя. Документация по планировке территории и размещения на ней объектов должна готовиться участниками за свой счет. Объекты будут размещаться по предварительному согласованию мест размещения, или же в соответствии с планировкой территории. Публичных слушаний при утверждении месторасположения объектов Федеральными органами исполнительной власти производиться не будет. Причем регламенты градостроительного направления на предназначенные для размещения объектов участки не распространяются.

Подготовительные работы можно начинать еще до непосредственной выдачи разрешения на строительство – от даты предоставления проектных документов. Местные уполномоченные органы способны определять списки разновидностей подготовительных работ. А уже сами разрешения на строительство объектов, как и на ввод объектов в эксплуатацию, выдает Совмин Республики Крым и власти Севастополя.

Экономическое взаимодействие с материковой Россией

Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.

В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.

Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.

Еще один вариант, при котором условия работы в СЭЗ заинтересуют материковых бизнесменов – это отсутствие запретов на использование за пределами зоны различных видов транспорта. То есть после приобретения участником СЭЗ транспортных средств, они могут в дальнейшем использоваться в эксплуатации на материке и в международных перевозках.

Это в первую очередь специализированные виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов: автобусы, тракторы, тягачи, воздушные, железнодорожные и водные виды транспорта. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, использовать транспорт в личных целях будет нельзя. А во-вторых, впоследствии такие транспортные средства будут ограничены в сроках во время нахождения на территории материковой России.

Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке

Потеря статуса участника СЭЗ возможна по ряду причин – не только при окончании срока действия договорных условий. Кроме этого, договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по причине прекращения деятельности компании.

Также, если в ходе проверок были выявлены определенные нарушения, участник может быть лишен своих прав в принудительном порядке – через судебные инстанции и на основании предоставленных доказательств нарушения условий договора. Требовать расторжения договора через суд исполнительные власти Крыма и Севастополя могут в случаях выявления:

  • Указания неверных сведений – занижения размеров капитальных вложений с явным отличием от прописанных в договоре цифр, или необоснованного изменения графика ежегодных вложений в первые 3 года;
  • Изменения целенаправленности инвестиционного проекта;
  • Осуществления на территории зоны предпринимательской деятельности, которая не предусматривалась данным договором;
  • Другие нарушения договорных условий по реализации установленной инвестиционной декларации.

При расторжении данного договора в связи с решением суда, участник СЭЗ исключается из единого реестра. Спорные вопросы рассматриваются Арбитражным севастопольским судом или Арбитражным судом Крыма.

С учетом 41 статьи части первой Арбитражного процессуального кодекса, участник свободной экономической зоны имеет право на приведение своих доводов в процессе рассмотрения спорных вопросов. Он может представить любые доказательства, попытаться отстоять свою позицию, обжаловать судебные решения и акты.

Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
  4. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
  5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
  6. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
  7. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
  8. Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
  9. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
  10. Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
  11. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
  12. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
  13. Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.

Объекты налогообложения

Объект обложения налогом — прибыль предприятия, из которой вычтены расходы на реализацию или другие операции, связанные с получением средств. Согласно гл. 25 НК РФ, доходы компании делятся на два типа:

  • от реализации: после сбыта продукции или услуг собственного изготовления или, будучи, посредником (торговые компании);
  • внереализационные: средства, которые поступили от владения ценными бумагами государства, муниципалитета, от аренды и субаренды недвижимой собственности, включая землю, имущественных прав или капиталовложений.

Сбор с этих поступлений рассчитывают и уплачивают четыре вида организаций, которые указаны в таблице.

Категории плательщиков Доход, подлежащий налогообложению Крымские компании, которые не относятся к консолидированной категории плательщиков Прибыль с вычетом затрат Организации, относящиеся к консолидированной группе плательщиков налога на прибыль Суммированный доход участников консолидированной категории предприятий Зарубежные организации, трудящиеся через соответствующие представительства на территории республики Крым Доходы из российских источников, поступившие через соответствующие представительства Прочие зарубежные предприятия, работающие на территории Крыма Дивиденды;

Средства от владения интеллектуальной собственностью, принадлежащей плательщику на праве собственности;

Процентные поступления от ценных бумаг региона Крым, а также государственных;

Другие внереализационные средства

Законодательство РФ предусматривает список поступлений, которые не подлежат обложению сбором. С 1 января 2021 года перечень увеличился.

Органы управления СЭЗ

  • Министерство Российской Федерации по делам Крыма (нормативно-правовое сопровождение функционирования СЭЗ, осуществление ведения реестра участников СЭЗ и др.). — Адрес: 295000, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, 28/10, «Литер Б». — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 788-428. — Официальный сайт: https://mincrimea.gov.ru/
  • Экспертные советы по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополя (рассмотрение и принятие решений о заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений свыше 100 млн. руб.).
  • Совет министров Республики Крым (уполномоченный орган — Министерство экономического развития Республики Крым) и Правительство Севастополя (уполномоченный орган — Главное управление экономического развития) (организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертных советов, прием и рассмотрение документов, заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений до 100 млн. руб., контроль за исполнением условий договоров, подготовка ежегодного отчета о результатах функционирования СЭЗ).
  • Министерство экономического развития Республики Крым — Адрес: 295000, г. Симферополь, проспект Кирова, 13 — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 544-294, 274-404. — Официальный сайт: https://minek.rk.gov.ru/
  • Главное управление экономического развития Департамента экономической политики и финансов Правительства города Севастополя — Адрес: 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2, — Канцелярия тел., приёмная тел.: +7 (8692) 54-47-73, факс

Подготовлено по материалам информ-агентства «КрымБизнесКонсалтинг»

Источник: mjjm.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб по интересам