Должностная инструкция по специальности «Продюсер»

Практически каждый творческий человек знает, кто такой продюсер. Без этого специалиста не обходится ни один успешный творческий проект. Сфера деятельности для продюсирования постоянно расширяется, появляются новые отрасли и направления искусства.

Содержание

  1. Продюсер – кто это?
  2. Что делает продюсер?
  3. Где работает продюсер?
  4. Что ещё нужно знать до обращения к продюсеру
  5. Плюсы и минусы профессии продюсер
  6. Виды продюсеров
  7. Продюсер в кино
  8. Музыкальный продюсер
  9. Интернет-продюсер
  10. Виды и особенности
  11. Особенности профессии продюсер
  12. Обязанности продюсера
  13. Сколько зарабатывает продюсер?
  14. Продюсер продакшена
  15. Требования к продюсеру
  16. Личные качества продюсера
  17. Навыки продюсера
  18. Как стать продюсером?
  19. Субъективные выводы

Продюсер – кто это?

Термин продюсер пришел к нам из английского языка от слова produce, то есть производить. Уже, исходя из точного перевода.ю можно сделать выводы, что значит продюсер, так, называют производителя или изготовителя. Если быть точнее, то продюсером именуется специалист, принимающий непосредственное участие в создании творческого проекта. Он отвечает за его коммерческий успех, регулируя финансовые, творческие, административные, юридические и другие аспекты деятельности.

Профессия считается молодой:

  1. Зародилась она в начале XX века в Голливуде в процессе развития американской киноиндустрии. С 1910 г. начались активные съемки фильмов, для которых требовались талантливые организаторы, способные взять на себя роль лидеров и обустроить творческий процесс так, чтобы в итоге он имел финансовый успех.
  2. В СССР киноиндустрия была государственной сферой, поэтому главным считался директор кинокартины. Лишь в 1990 г. в фильме А.Разумовского «Мордашка» в титрах официально появилась эта должность. С тех пор продюсеры стали активно применять свои таланты не только в кино, но и других сферах искусства.

Читайте также:  Травматолог и хирург это одно и тоже

Что делает продюсер?

Перечень услуг продюсера или его основных обязанностей можно коротко охарактеризовать как грамотная организаторская работа творческого процесса. Такой профессионал:

  1. Должен обладать тонким «чутьем» на успешные идеи.
  2. Грамотно анализировать творческие рынки, на которых эту идею можно продать.
  3. Подбирать квалифицированные кадры для качественного воплощения выбранного и утвержденного материала.
  4. Руководить целой командой сотрудников.
  5. Уметь презентовать и продавать свой продукт инвесторам и конечным потребителям.

Где работает продюсер?

Разобравшись с тем, кто такой продюсер, не все абитуриенты понимают, где они смогут работать после окончания выбранного факультета. Сегодня должность «продюсер» существует:

  • в киностудиях и на киноконцернах, занимающихся производством кинолент;
  • на телестудиях и радиостанциях;
  • в театральных заведениях, цирках;
  • специализированных продюсерских центрах.

Активно развивается с конца прошлого столетия и особый бизнес – продюсер творческих личностей, будь то музыканты, певцы или танцовщики. Такой человек «раскручивает» своего подопечного, создавая ему известность и популярность. Вкладывает время, силы и средства в то, чтобы новоиспеченный артист стал популярной звездой, к примеру.

Что ещё нужно знать до обращения к продюсеру

Продюсер влезет в ваш бизнес руками и ногами. Он должен понимать, куда ввязывается, а вы должны понимать, насколько вам это нужно.

Ваш бизнес — ваше детище, а вы вдруг пустите козла в огород. Поэтому нельзя думать: ой, я потрачу месяц на переговоры и договор, деньги на юристов, зачем все эти детали — работать надо.

Договор — это всё, на чём будет держаться ваше сотрудничество. Нет ничего хуже, чем ошибиться в выборе продюсера. Если без продюсера у вас ещё могут быть шансы, то с плохим продюсером их нет.

Любой продюсер будет задавать вам одни и те же вопросы. Вы сэкономите себе и продюсеру время, если проделаете подготовительную работу.

Плюсы и минусы профессии продюсер

Как и любая другая специальность, работа продюсером имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести:

  1. Возможность устроиться на работу в крупный медийный холдинг или начать свое дело по поиску и раскручиванию успешных проектов.
  2. Перспективы собственной реализации.
  3. Широкий круг общения с людьми самых разных профессий.
  4. Интересный и творческих характер работы.

Из минусов можно выделить:

  1. Ненормированный рабочий график, особенно если человек занимается работой над собственным проектом.
  2. Отсутствие гарантированной прибыли при проектной деятельности, которая во многом зависит от талантов самого специалиста.
  3. Высокий уровень конкуренции на современном медийном пространстве сферы искусства.

Виды продюсеров

По сфере занятости таких специалистов принято разделять на:

  • кинопродюсеров;
  • теле- или радио продюсеров;
  • интернет-продюсеров;
  • театральных продюсеров;
  • музыкальных продюсеров.

Помимо принятой градации по сфере занятости разделяются специалисты и по объему выполняемых обязанностей:

  1. Генеральный продюсер
    – это человек, который является самым главным в проекте. Он организует всю работу и отвечает за успех всей команды.
  2. Исполнительный продюсер
    , или один из представителей руководящего состава, занимающийся финансовыми, административными или творческими аспектами деятельности, не вникая в технические подробности.
  3. Ассоциированный продюсер
    , или представитель генерального директора, отвечающий за определенную часть работ в проекте.
  4. Линейный
    – следит за ежедневным прогрессом работ и техническими аспектами деятельности.
  5. Креативный
    – отвечает за творческую составляющую проекта.

Продюсер в кино

Практически каждый современный человек знает, кто такой продюсер в кино. Это тот специалист, который создает условия для создания киноленты и прихода ее у массовому зрителю. Кинопродюсер отвечает за:

  1. Поиск перспективных сценариев и идей фильма.
  2. Разработку концепции ленты вместе с режиссером.
  3. Изыскание инвестиций и формирование бюджета. Это могут быть как деньги частных инвесторов в коммерческом кинопрокате, так и государственные бюджетные дотации.
  4. Набор съемочной группы и технического персонала.
  5. Организацию съемок и монтажа картины.
  6. Разработку стратегии продвижения готового продукта в кинопрокате: заключение договоров с дистрибьюторами и прочее.

В киноиндустрии продюсер может быть:

Читайте также:  Право и организация социального обеспечения

  1. Студийным
    , то есть работающим на крупный киноконцерн и распоряжающийся деньгами компании.
  2. Независимым
    , занимающимся поиском инвесторов, рекламными и другими вопросами. Не редко независимые продюсеры в собственных фильмах выступают еще и режиссерами. К примеру, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино и другие.

Музыкальный продюсер

Самой известной разновидностью специальности для многих является то, кто такой музыкальный продюсер. Со сферой шоу-бизнеса 90-х годов прошлого столетия у многих и сформировались ассоциации об этой профессии. Такой человек занимается созданием известности музыкальных проектов. Саунд продюсер занимается тем, что:

  1. Анализирует рынок музыкальной продукции.
  2. Находит творческий материал или исполнителя, разрабатывает концепцию его создания, к примеру, нового музыкального альбома.
  3. Изыскивает денежные средства для реализации проекта. Часто это вложения частных инвесторов, рассчитывающих на получение прибыли в ходе его реализации.
  4. Подбирает студию звукозаписи и технический персонал: звукорежиссера и других специалистов.
  5. Занимается продвижением артистов: создает и поддерживает их имидж.
  6. Занимается вопросами ротации готового материала на радиостанциях и других площадках и многое другое.

Интернет-продюсер

С повсеместным распространением сети интернет по всему миру продюсирование вышло за рамки искусства. В последние годы активно развивается такая специальность, как продюсер интернет-проектов. К ним можно отнести:

  • онлайн игры;
  • интернет-школы и академии;
  • обучающие курсы;
  • другие инфопродукты представленные в аудио и видеоформатах.

Все эти проекты могут иметь огромную популярность и приносить коммерческий успех благодаря грамотно выстроенной модели создания и подачи конечному потребителю. Со временем многие выпускники вузов не только понимают, кто такой интернет-продюсер, но и активно развивают свои навыки и знания в сфере продвижения проектов во всемирной паутине.

Виды и особенности

По сфере деятельности различают:

  • Театрального продюсера, осуществляющего организацию и финансирование театральной постановки.
  • Музыкального продюсера, руководящего процессом создания музыкальной продукции (отдельного альбома или всей продукции определённого исполнителя или группы).
  • Игрового продюсера — в индустрии компьютерных игр.
  • Кинопродюсера или телепродюсера — в области создания кино- или телепроекта.

Наиболее близко к сути производства и изготовления понятие саунд-продюсера

(звукорежиссёра) — лица, осуществляющего руководство процессом записи и последующей обработки аудиопродукта; его функция не предполагает вмешательства в финансовые и общеорганизационные вопросы.

Особенности профессии продюсер

Благодаря своей специфике профессия продюсер имеет определенные особенности:

  1. Заработок такого специалиста во многом определяется его личностными качествами и профессиональными навыками.
  2. Такие люди часто остаются «в тени» своего проекта, получая при этом высокую прибыль. Для многих бизнесменов это большой плюс, ведь им не нужно поддерживать определенный образ в отличие от актеров или певцов, к примеру.
  3. Это творческая специальность, но в которой не обойтись без грамотного тайм-менеджмента и других принципов администрирования и экономического управления.
  4. Грамотный продюсер имеет возможность работать из любой точки мира, управляя своей командой удаленно.

Обязанности продюсера

Если описывать то, в чем заключается задача продюсера, то можно выделить следующие нюансы деятельности такого специалиста:

  1. Разработка концепции самого проекта, будь то фильм, новая поп-группа или театральная постановка.
  2. Проведение исследований в области эффективности и востребованности грядущего проекта.
  3. Формирование бюджета и поиск нужных средств. Это могут быть как деньги инвесторов или меценатов, так и собственные сбережения специалиста, верящего в успех своего детища.
  4. Подбор специалистов для ведения творческой и иной стороны деятельности. То есть организация кастингов и собеседований на вакантные роли и должности.
  5. Контроль действий всех специалистов проекта в ходе работ.
  6. Работа с документами, взаимодействие с рекламодателями, инвесторами и другими участниками процесса.

Сколько зарабатывает продюсер?

Точные цифры заработка такого специалиста зависят от его места работы, опыта и личных качеств, успеха реализации проекта. На современном рынке труда:

  1. Начинающие специалисты на радио и теле площадках могут рассчитывать на оклад от $500 в мес.
  2. Более опытные их наставники, которые руководят целыми командами проектов, получают от $2500 в мес. и выше.
  3. Умы многих новичков будоражат цифры того, сколько зарабатывают известные продюсеры. При грамотно выполненной работе и выдающихся навыках доход таких специалистов исчисляется миллионами. К примеру, Тимур Бекмамбетов на прокате нашумевших кинокартин за период с 2007 по 2014 годы заработал по разным данным порядка $39 000 000.

Продюсер продакшена

Второй же тип продюсеров (тут будет покороче) — продюсер продакшена — по сути является менеджером проекта, но с гибкими ресурсами. Если традиционно менеджер проекта в digital-продакшенах работает с внутренним пулом исполнителей (заранее подобранным штатом проектировщиков, дизайнеров, верстальщиков, программеров), то digital-продюсер продакшена делает все то же самое, но с условно неограниченным количеством внешних исполнителей, то есть буквально собирает команду под проект из тех же проектировщиков, дизайнеров, верстальщиков и программистов, но на фрилансе.

Вот по сути и всё ключевое отличие, которое выливается в соотвествующие навыки, близость к работе руками и знания особенностей работы с вовлеченными сторонами.

Требования к продюсеру

Чтобы работа продюсером приносила коммерческий успех проектов, к многим соискателям предъявляются следующие требования:

  1. Оконченное высшее образование, причем как профильное, так и экономическое или управленческого спектра.
  2. Понимание технологических особенностей и структуры будущего проекта.
  3. Аналитическое мышление и умение интерпретировать и добывать бизнес-показатели, навыки влияния на них.
  4. Коммуникабельность и организаторские способности.
  5. Умение не только работать в команде, но и руководить большим количеством людей с разным темпераментом.

Личные качества продюсера

Для успеха на профессиональном поприще креативный продюсер должен обладать:

Читайте также:  Чем занимается лесничий. Кто такой лесник и чем он отличается от лесничего? Знания и навыки

  • амбициозностью и целеустремленностью;
  • аналитическим складом ума;
  • развитой интуицией и так называемым «чутьем»;
  • высоким уровнем работоспособности и трудолюбием;
  • отличными коммуникативными навыками;
  • хорошей памятью;
  • организаторскими талантами.

К краткому перечню того, что должен уметь продюсер, можно отнести:

  1. Умение отбирать жизнеспособные идеи через самые разнообразные фильтры.
  2. Правильный набор грамотных специалистов в проекты.
  3. Помимо подбора персонала необходимо и грамотное руководство им, организация творческого процесса таким образом, чтобы каждый сотрудник прилагал максимум усилий и способностей для реализации общей цели.
  4. Чувство вкуса и стиля.
  5. Знание методологии ведения проектов, применение ее ан практике.
  6. Переговоры с инвесторами и другими заинтересованными людьми, привлечение инвестиций.

Как стать продюсером?

Освоить специальность можно, выбрав один из двух разных путей:

  1. Найти высшее учебное заведение, где можно учиться на продюсера. Таких вузов сейчас не так много. Будущих звезд продюсирования готовят после школы ГИТИС, МГУ, школа-студия МХАТ и некоторые другие. При этом созданы специальные факультеты «Продюсерство».
  2. Многие признанные специалисты отрасли учиться на продюсера не собирались. Они получали смежное образование в сфере телеиндустрии, радиовещания, музыки или театра. Набравшись опыта, работая актерами, сценаристами или режиссерами со временем брались за реализацию более сложных организаторских проектов, выступая продюсерами. К числу таких людей можно отнести Федора Бондарчука, Игоря Крутого, Тимати, Василия Вакуленко (Баста) и других.

Субъективные выводы

Многие наши друзья и коллеги из музыкального бизнеса (артисты, продюсеры, педагоги по вокалу, звукорежиссёры и т.п.) считают, что музыкальный рынок России очень молодой, потому и столь неуспешный на мировой арене, а вот в Америке индустрия сформировалась много лет назад, там всё здорово и классно, потому что не было «совка».

И что в отсутствии хороших российских продюсеров и проектов виноваты отечественные поп-короли, занявшие свой трон с момента распада СССР.

Понятно, что для американцев песни на русском языке звучат дико и нескладно. Примерно как для русского слуха – немецкий язык, но группу Rammstein, например, это не очень остановило, чтобы стать культовой мировой группой. Впрочем, как и многих других известных западных артистов, не поющих на английском.

Мы гордимся тем, что Т.А.Т.У. были популярны в Америке, но эта “гордость” скорее успокаивает и стопорит нас в развитии, мол, “фух, хоть разочек, но МЫ были тама”, нежели даёт толчок переплюнуть их успех.

Многие ругают современную эстраду за отсутствие морали в текстах, однообразие музыки, плагиат и другие грехи. Но разве только артисты виноваты в таком положении дел? Разве не слушатели кормят артистов своим вниманием?

Когда я слышу ужасную песню, и вижу при этом полный зал людей, то у меня вопросы не к артисту или его продюсеру, которые поняли как поднять бабла (ц). У меня возникает вопрос к публике, которой нравится философия песен Ольги Бузовой и Ко.

Российские музыкальные продюсеры хотят делать хорошо (и делают, поверьте мне), но продвинуть качественный материал в потоке рафинированных и одинаковых песен – крайне сложно и дорого. Люди не привыкли к чему-то смелому, к экспериментам в музыке, к песням, где нужно и можно подумать.

Проще скопировать чужую песню, адаптировать для российского слушателя – и привет, чарты (принцип работы блэк стар).

Но помимо сложности продвижения, есть же артисты, которые не готовы экспериментировать. Вернее, они готовы, но не хотят слушать неких “саунд-продюсеров”, у которых есть только амбиции и несколько аранжировок, но нет опыта работы с известными артистами, Грэмми или тарелки МУЗ-ТВ.

При этом такие артисты или их “инвесторы” хотят недорогого продюсера, но с наградами – а так не бывает.

Есть либо недорогие – с минимум опыта и без наград, но голодные, либо дорогие, с сомнительной репутацией и с несколькими граммофонами и “тарелками”.

Такой вот замкнутый круг как в шутке:

«необходимый опыт для работы у нас – 3 года. НО: без опыта не берём»

И как, спрашивается в задаче, получить опыт, если без него не берут?

Тоже самое и с саунд-продюсированием: артисты хотят грэмми-хуэми, сладкой жизни, чтобы MTV приходили к ним домой и снимали их коллекцию кроссовок, но работать для этого не хотят.

Не хотят рисковать, потому что нужно побольше денег получить, попав в ТОПы музыкальных магазинов (естественное желание) и в ротацию Русского радио, но помимо денег есть непреодолимое желание славы и нескончаемого ощущения успешного успеха – отсюда и проблема.

Сперва надо самому усердно потрудиться: собрать команду и уметь в ней работать, довериться ей, объяснять, что Ты хочешь услышать, уметь ждать, работать над одной песней по 6 и более месяцев. Заниматься сценой движения, вокалом, оттачивать стиль и многое другое.

Мир не удивить очередной клонированной песней. Мир можно удивить только усердной работой до седьмого пота и тогда, возможно, у артиста появится шанс “выстрелить” перед миллионом людей, но после этого придётся работать ещё усерднее – чтобы удержаться и не потерять аудиторию.

Примеры песен, приведённые в этой статье, хорошо иллюстрируют кропотливую работу огромной команды, серьёзные инвестиции лейблов, которые вкладывают в эксперименты группы, давая музыкантам возможность арендовать самую дорогую студию в мире (Abbey Road), приглашать лучших саунд-продюсеров и искать новый звук для альбома.

А у нас артисты думают, что обладая голосом, им не нужен педагог по вокалу. Что раз руки у них двигаются, и мордашка симпатичная (так им пишут в директ), то заниматься своим стилем и танцами не надо.

Хотя, стоит отметить, что и не многие саунд-продюсеры понимают важность большой и долгой подготовки артиста, но об этом уже не в этой статье

Пока артист не доверится саунд-продюсеру, а саунд-продюсер не научится отстаивать свою точку зрения перед артистом, российская музыка будет оставаться на уровне рифм про фай-вай-фай, медузу и друзей.

Читайте также:  Должностные обязанности администратора торгового зала

хотя, суть написанного мною выше, уже давно показали в кино»

Источник: mjjm.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий