При взаимодействии с государственными структурами и коммерческими организациями возникает потребность в предоставлении СНИЛС. Требуется он и при оформлении на работу, и при заключении кредитного соглашения. Сфера использования документа широка и охватывает социальные сферы. В силу невозможности реализации части гражданских прав следует знать подробности о СНИЛС, что это такое и каков порядок оформления.
Содержание
Что такое СНИЛС и зачем он нужен
Многие не догадываются об истинном определении СНИЛС, что это такое, подменяя словом определение страхового свидетельства. На самом деле под аббревиатурой скрывается расшифровка настоящего значения: страховой номер индивидуального лицевого счета.
Таким образом, при запросе СНИЛС в первую очередь речь идет об индивидуальном идентификационном номере, присваиваемом каждому российскому гражданину при постановке на учет в системе пенсионного страхования. В дальнейшем, этот номер поможет организовать и отслеживать отчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Номер представляет собой цифровую комбинацию из 9 знаков и сохраняется на протяжении всей жизни.
Чаще всего потребность в определении СНИЛС, что это такое, возникает при оформлении человека: трудоустройстве, приеме в образовательное или медицинское учреждение и т. д. В числе документов, которые необходимо предоставить, часто указывают СНИЛС, подразумевая под этим сам документ, который подтверждает присвоение индивидуального номера.
Несмотря на то, что документ не имеет фотографии человека, он входит в перечень личных бумаг наравне с гражданским паспортом. В девятизначной комбинации зашифрована важная информация о гражданине, а на самом документе можно найти следующие сведения:
- Фамилия, имя, отчество.
- Информация о рождении (дата, место).
- Пол.
- Дата получения.
- Номер, под которым гражданин зарегистрирован в системе страхования, контролируемой ПФР.
Как и номер паспорта, страховой код гражданина уникален, позволяет отслеживать все отчисления в ПФР на протяжении жизни. Постановка на учет несовершеннолетних граждан связана с необходимостью компьютеризированного единого контроля человека в процессе жизнедеятельности.
Ситуаций, когда может пригодиться СНИЛС, множество:
- Учет поступающих пенсионных отчислений, гарантирующих реализацию социальных прав, включая получение пенсии по достижении определенного возраста.
- Идентификация человека при оформлении государственных услуг, включая дистанционные онлайн-сервисы.
- Получение медицинского обслуживания.
- Оформление социальных услуг, льгот в рамках действующего законодательства.
- Проверка информации о человеке в государственных онлайн-базах: начисление налогов, штрафов, различных платежей.
- При оформлении других важных документов также потребуется представить СНИЛС.
Помимо взаимодействия с официальными государственными структурами, документ нужен:
- при заключении юридически важных бумаг, договоров с организациями и обычными физлицами;
- трудоустройстве на предприятии с обеспеченным соцпакетом на работника;
- переоформлении полиса ОМС старого образца на универсальную карту УЭК.
Практически любая сфера, касающаяся реализации каких-либо гражданских прав, требует предъявления страхового свидетельства.
Как получить СНИЛС
Потребность в оформлении страхового свидетельства появилась в 2002 году, когда документ стали выдавать трудоустроенным гражданам, достигшим совершеннолетия.
В настоящий момент оформить СНИЛС обязан каждый гражданин, включая несовершеннолетних. Обязанность получения свидетельства на ребенка возлагается на его законных представителей – родителей, опекунов.
Куда обратиться
Компетентным органом, который занимается регистрацией нового гражданина в системе страхования и выдает подтверждающее свидетельство, является Пенсионный фонд (на основании заявления от дееспособного гражданина, а в случае недееспособности эту процедуру исполняет его представитель).
Пластиковая карточка выдается в минимальные сроки по предъявлении лишь основного документа гражданина – паспорта или свидетельства о рождении.
Процедура получения выглядит очень просто:
- В ПФР подается заявление, заполненное на специальном бланке.
- Спустя 16-дневный срок выдается готовое свидетельство, подтверждающее регистрацию в системе пенсионного страхования.
Получение свидетельства может быть организованным или индивидуальным, без взимания какой-либо оплаты. Чаще всего организованная подача документов практикуется в детских учреждениях, когда родители отсутствуют или не смогли оформить ранее, либо трудоустраивающей организацией. В индивидуальном порядке СНИЛС оформляется предпринимателями.
Основным местом подачи заявления на оформление является территориальное отделение Пенсионного фонда, однако возможна организация приема заявлений на выпуск свидетельства через многофункциональные центры. Уточнять информацию о порядке приема обращений нужно непосредственно по месту проживания.
Перечень документов
Никакой особенной подготовки для подачи заявления на выпуск свидетельства не требуется. Достаточно иметь паспорт, подтверждающий личность человека и его гражданство.
Если СНИЛС оформляется на ребенка (например, после рождения), СНИЛС оформляют сразу после того, как получен первый в жизни новорожденного документ – его свидетельство о рождении.
Есть и другие варианты документов, которые могут подтвердить личность гражданина:
- военный билет;
- паспорт моряка;
- удостоверение офицера;
- документ, подтверждающий освобождение из мест лишений свободы;
- удостоверение беженцев;
- свидетельство с видом на жительство;
- паспорт для поездок за рубеж.
Любой документ, который может подтвердить личность человека, будет достаточен при обращении за выдачей СНИЛС.
Источник: