Бухгалтерский и налоговый учет расходов по уплате государственной пошлины при регистрации купли-продажи и аренды недвижимости

В практике консультирования аудиторско-консалтинговых компаний нередко возникают вопросы, касающиеся порядка бухгалтерского и налогового учета затрат на уплату государственной пошлины при регистрации договоров купли-продажи и аренды недвижимости. Особенности учета затрат на уплату государственной пошлины в отдельных ситуациях рассмотрены в настоящей статье.

Приведем условную ситуацию. На балансе общества по счету 41 «Товары» числятся 14 квартир и встроенное помещение, предназначенные для перепродажи. Объекты построены подрядным способом, строительство завершено в 2011 г. Общество ведет работу по регистрации права собственности на указанные объекты. Уплачена государственная пошлина, документы переданы в отдел управления Федеральной службы государственной регистрации.

В настоящее время общество отозвало документы для их корректировки и повторной подачи в регистрационный орган. В бухгалтерию поступили копии платежных поручений о частичном погашении (половина суммы) государственной пошлины.

Относительно рассматриваемой ситуации ответим на следующие вопросы.

1. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета расходов по уплате государственной пошлины, связанной с регистрацией права собственности, в том числе каков момент признания затрат в бухгалтерском и налоговом учете; на основании каких документов отражаются затраты:

Читайте также:  Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году

  • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости — при оформлении права собственности на общество (в том числе при постановке объекта на баланс в качестве товара для перепродажи);
  • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости на покупателя (при условии, что общество самостоятельно оплачивает госпошлину) — при оформлении перехода права собственности от общества к покупателю (в том числе при продаже объекта как товара)?

2. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по частичному погашению госпошлины в связи с приостановкой регистрации, а также порядок учета расходов по оплате госпошлины при повторном обращении в регистрационный орган?
3. В каком порядке отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по уплате государственной пошлины за регистрацию договора аренды имущества (в том числе земельных участков), каков момент признания расходов и порядок документального обоснования затрат?

Содержание

  1. Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности общества на квартиры
  2. Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир
  3. Распределение суммы пошлины между участниками сделки
  4. Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности на покупателя
  5. Новости

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности общества на квартиры

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина является федеральным сбором, а значит, в целях исчисления налога на прибыль затраты на ее оплату относятся к прочим расходам.
В статье 264 НК РФ содержится специальный пункт об учете пошлин, связанных с регистрацией прав на объекты недвижимости. Так, в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Таким образом, налоговое законодательство содержит прямую норму, согласно которой пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В то же время Минфин России полагает, что данная норма не применяется в отношении пошлин за регистрацию объектов недвижимости, относящихся к основным средствам. По мнению контролирующего органа, затраты на уплату госпошлины за регистрацию права на недвижимое имущество должны быть включены в первоначальную стоимость объекта основных средств (см., например, письма от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/295 (п. 3), от 12 августа 2011 г. № 03-03-06/1/481).

По нашему мнению, позиция Минфина России противоречит нормам НК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины действительно можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением объекта основных средств (ОС), однако в отношении расходов в виде пошлины действует специальная норма ст. 264 НК РФ, которая имеет приоритет над общим правилом п. 1 ст. 257 НК РФ.

Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ по затратам, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик имеет право выбора порядка их учета, в отношении расходов в виде пошлины налогоплательщик вправе самостоятельно решить, к какой группе расходов их отнести.

Из описания ситуации следует, что квартиры, числящиеся на балансе общества, представляют собой товары, предназначенные для перепродажи, и не учитываются в качестве ОС.

Из содержания подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ следует, что расходы в виде стоимости квартир учитываются в периоде их реализации. При этом стоимость квартир определяется как цена приобретения (создания) этого имущества.

Формально упомянутые разъяснения Минфина России о формировании стоимости основных средств к рассматриваемой ситуации не относятся. Однако поскольку под ценой приобретения (создания) имущества следует понимать не только сумму, уплаченную продавцу (подрядчику), но и иные расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) имущества, то, следуя логике финансового ведомства, расходы на уплату государственной пошлины за регистрацию квартир могут включаться в их стоимость.

Разъяснения и арбитражная практика в отношении учета пошлин за регистрацию объекта недвижимости, предназначенного для реализации, отсутствуют.

В связи с изложенным полагаем, что общество вправе выбрать порядок учета пошлин за государственную регистрацию права собственности на квартиры, руководствуясь правом, предоставленным п. 4 ст. 252 НК РФ.

По нашему мнению, более обоснованным будет учет государственной пошлины в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку это соответствует специальной норме подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако учет суммы пошлины в составе стоимости квартир вряд ли встретит возражения со стороны контролирующих органов, поскольку такой подход соответствует разъяснениям Минфина России в отношении пошлин, уплачиваемых при регистрации объектов недвижимости, относящихся к ОС.

Если общество будет учитывать расходы в виде пошлины за государственную регистрацию прав собственности на квартиры в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, то момент признания расходов определяется в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Данной нормой определено, что датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Однако что следует понимать под датой начисления государственной пошлины (сбора), НК РФ не установлено.

В связи с этим считаем, что в целях определения даты начисления государственной пошлины следует исходить из ее фактической сути и содержания.

Согласно п. 1 ст. 33316 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 33317 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Читайте также:  Как составить нормы выдачи СИЗ для своей организации

В соответствии с подп. 52 п. 1 ст. 33318 НК РФ плательщики при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 253 НК РФ, до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации недвижимости).

В силу п. 4 ст. 16 названного Закона, устанавливающей порядок представления документов на государственную регистрацию прав, представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. Вместе с тем, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате пошлины не представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

Иными словами, при отсутствии подтверждения факта уплаты государственной пошлины орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не примет к рассмотрению документы, необходимые для государственной регистрации прав, т.е. не осуществит юридически значимые действия. Однако при наличии факта уплаты пошлины, но при отсутствии обращения лица за совершением юридического действия государственный орган по собственной инициативе регистрационные процедуры не начнет. Для этого у регистратора нет полномочий и объективной возможности (отсутствуют документы).

Учитывая указанную связь между уплатой государственной пошлины и подачей заявлений на государственную регистрацию объектов недвижимого имущества, можно сделать вывод, что датой начисления государственной пошлины в целях налогообложения прибыли признается та дата, по состоянию на которую выполнено как условие осуществления уплаты пошлины, так и условие совершения обращения за выполнением юридически значимых действий, за которые такая государственная пошлина уплачивается.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав. Согласно п. 8 ст. 16 данного Закона днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Таким образом, на дату приема заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости соблюдаются оба условия:

  1. пошлина фактически уплачена;
  2. заявитель подал документы на государственную регистрацию (обратился за совершением юридически значимых действий).

Из изложенного следует, что пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество, учитываемую в составе прочих расходов, следует признавать на дату приема заявления о государственной регистрации. При этом пошлина признается в размере, фактически уплаченном на указанную дату.
В качестве документального подтверждения расходов в виде государственной пошлины необходимо иметь следующие документы:

  • платежное поручение на уплату государственной пошлины;
  • расписку о приеме заявления органом, осуществляющим государственную регистрацию.

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация договора купли-продажи прав проводится на основании заявления. При этом пошлина подлежит уплате каждой из сторон договора в установленном размере. Так, Минфин России в письме от 1 августа 2007 г. № 03-05-06-03/53 указал, что если договор продажи жилого помещения заключен юридическим и физическим лицами, то за государственную регистрацию данного договора физическое лицо уплачивает пошлину в размере 500 руб., а юридическое — 7500 руб.
В рассматриваемой ситуации общество как покупатель по договору купли-продажи квартир, а также как продавец по следующему договору купли-продажи квартир обязано подать заявление на государственную регистрацию указанных договоров и оплатить причитающуюся в отношении общества пошлину.

Расходы в виде пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир при их приобретении могут как учитываться обществом в составе прочих расходов для целей налогообложения на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и включаться в стоимость приобретенных квартир (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При последующей реализации квартир расходы на оплату государственной пошлины подлежат учету только в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Арбитражная практика подтверждает правомерность учета расходов в виде пошлины за регистрацию договора купли-продажи объекта недвижимости в составе прочих расходов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2009 г. по делу № А32-18821/2006-45/288-46/475-59/48, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2007 г. № Ф04-3586/2007(34911-А27-26)).

Если общество также уплачивает пошлину за регистрацию договора купли-продажи от имени покупателя недвижимости, то налоговый учет данной пошлины осуществляется в порядке, который будет описан далее, в зависимости от того, как сформулированы условия договора купли-продажи.

Распределение суммы пошлины между участниками сделки

В зависимости от состава участников сделки и заявителей госпошлина за регистрацию договора аренды распределяется между ее участниками различным образом:

  1. Для земель сельскохозяйственного назначения госпошлина составляет 350 руб. Соответственно, каждый участник уплачивает его долю госпошлины пропорционально (т. е. по 175 руб., если участников двое).
  2. При регистрации договора аренды иной недвижимости пропорции могут быть и другими. Например, при уплате пошлины за регистрацию договора аренды нежилого помещения гражданин платит 2000 руб., организация — 22 000 руб.
  3. Если заявление подают две стороны сделки и при этом:
  • участвуют только физические лица, они уплачивают 2000 руб., разделенные поровну на количество участников (например, три гражданина заплатят по 666,7 руб.);
  • участвуют только юридические лица, они уплачивают 22 000 руб., поделив их поровну (например, две организации перечислят по 11 000 руб.);
  • участвуют граждане и организации, то физические лица уплачивают 2000 руб., поделенные на количество участников сделки, компании — 22 000 руб., поделенные так же (например, когда в сделке прописаны два гражданина и две компании, граждане будут платить по 500 руб., фирмы — по 5500 руб.);
  • участвуют компания и орган власти, фирма платит 22 000 руб., а орган освобождается от уплаты госпошлины;
  • участвуют граждане и орган власти, граждане заплатят 2000 руб., разделенные на всех участников, орган также освобождается от уплаты;
  • участвуют гражданин, организация и орган, то физическое лицо платит 2000 руб., компания — 22 000 руб., орган освобождается от уплаты.

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности на покупателя

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости такая регистрация производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости должен обратиться покупатель. Продавец также может обратиться с таким заявлением, но в этом случае он будет действовать на основании доверенности, выданной покупателем.

Читайте также:  Образец служебной записки на списание дебиторской и кредиторской задолженности

По смыслу ст. 33316, 33317 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются лица, которые обратились в государственный орган за совершением юридических действий. Оплата пошлины лицом, отличным от заявителя, не допускается. На это указывают контролирующие органы (см. письма Минфина России от 11 сентября 2013 г. № 03-05-06-03/37427, УФНС России по г. Москве от 6 декабря 2005 г. № 09-17/89166).

Запрет на оплату пошлины лицом, отличным от заявителя, означает, что в случае с государственной регистрацией права собственности на приобретенный объект плательщиком государственной пошлины является покупатель недвижимого имущества. Как указал Минфин России в письме от 29 ноября 2011 г. № 03-05-06-03/90, за государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи производит покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.

В информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей» Президиум ВАС РФ подчеркнул, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Из изложенного следует, что общество, уплачивая государственную пошлину за регистрацию прав собственности покупателя объекта недвижимости, может действовать только от имени покупателя.

Данные выводы относятся также к пошлине за регистрацию договора купли-продажи. Уплачивая государственную пошлину за регистрацию договора купли-продажи, причитающуюся в отношении покупателя, общество действует от имени покупателя.

Налоговый учет расходов на уплату государственной пошлины за покупателя зависит от условий заключенного договора купли-продажи:

  • если договором купли-продажи предусмотрено, что расходы общества на оплату пошлины подлежат возмещению покупателем, то отношения сторон в этой части можно рассматривать как посреднические. Следовательно, сумма расходов по уплате пошлины не учитывается обществом в составе расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ), а сумма возмещения не учитывается в составе доходов (п. 9 ст. 251 НК РФ);
  • если договором купли-продажи квартир установлено, что цена квартиры определяется с учетом расходов продавца на совершение регистрационных действий, в том числе расходов на оплату пошлины за государственную регистрацию права собственности покупателя, то расходы общества в этом случае квалифицируются как расходы, связанные с реализацией. В этом случае они учитываются на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ;
  • если договором купли-продажи не предусмотрено положений касательно того, каким образом обществу возмещаются понесенные в интересах покупателя расходы (в составе цены либо в составе возмещаемых расходов), то расходы также учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании ст. 264 НК РФ.

Отметим, что в последнем случае налоговый учет расходов может встретить возражения со стороны контролирующих органов. Налоговый орган может посчитать, что общество несет экономически необоснованные расходы в интересах третьего лица (покупателя), не получая от него встречного представления в этой части. Однако данные аргументы, на наш взгляд, противоречат фактическим обстоятельствам. Продавец объекта недвижимости заинтересован в получении дохода по договору, который, в свою очередь, связан с фактом перехода права собственности на объект. Переход права собственности на объект недвижимости невозможен без государственной регистрации (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, регистрационные действия, совершаемые продавцом, в том числе за покупателя, направлены на получение дохода по сделке и являются экономически обоснованными. Аналогичную позицию по данному вопросу занимает высшая судебная инстанция (см. Определение ВАС РФ от 1 апреля 2010 г. № ВАС-2878/10).

Новости

Рубрика: Регистрация прав и кадастровый учет

Ведущие рубрики:

Е.А. КАЦ, начальник отдела правового обеспечения,

Е.С. ГАМЕЗА, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию права общей долевой собственности

Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию:

— доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации, каждым обратившимся лицом в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, умноженном на размер доли в праве собственности;

— доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией (например, реорганизация юридического лица), каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 23.09.2008 г. № 03-05-05-03/37).

При обращении одновременно всех сособственников, право общей долевой собственности у которых возникает не с момента государственной регистрации, государственная пошлина каждым обратившимся лицом уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 21.09.2010 г. № 03-05-04-03/109).

За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на основании судебного акта государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 20.02.2014 г. № 03-05-06-03/7113).

За государственную регистрацию перехода доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с первоначальной регистрацией прав на объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письма Минфина России от 25.05.2011 г. № 03-05-06-03/37, от 16.01.2014 г. № 03-05-06-03/1011). Например, при покупке 1/2 доли в праве собственности на объект недвижимости государственная пошлина юридическим лицом уплачивается в размере 15 000, а не 7 500 рублей.

Обобщая указанные позиции Минфина России, можно сделать вывод, что при определении размера государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности необходимо учитывать количество обратившихся лиц, момент возникновения права и размер доли в праве, а также то, что за совершение юридически значимого действия должна быть уплачена государственная пошлина в полном размере, установленном НК РФ.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора

Пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

С учетом данных положений, а также в связи с тем, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, и размеры государственной пошлины, уплачиваемые ими, различны, Минфином России сформулированы следующие позиции.

При регистрации договора государственная пошлина должна уплачиваться плательщиком в зависимости от его категории пропорционально количеству участников сторон договора (письмо Минфина России от 13.05.2011 г. № 03-05-05-03/15). Например, если договор об отчуждении квартиры (подписанный до 02.03.2013 г.) заключен между юридическим лицом (продавцом) и физическими лицами (тремя покупателями), то за государственную регистрацию данного договора юридическое лицо должно уплатить государственную пошлину в размере 1/4 от 15 000 рублей, а физические лица – по 1/4 от 1 000 рублей.

В то же время обращаем внимание, что, например, в отношении договора ипотеки НК РФ прямо предусмотрено: если договор об ипотеке заключен между физическим и юридическим лицами, государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей (а не в зависимости от категории плательщиков).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Следовательно, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то и плательщиком государственной пошлины за регистрацию данного договора аренды является обращающаяся сторона. В случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями, установленными пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ (письмо Минфина России от 04.10.2011 г. № 03-05-06-03/79).

Читайте также:  Проводки при выдаче беспроцентного займа сотруднику

Например, если заявления о регистрации договора аренды представили обе стороны договора: юридическое лицо и орган местного самоуправления, то юридическое лицо уплачивает 7 500 рублей (15 000 рублей, разделенное на количество участников договора), а орган местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины.

Если с заявлением о регистрации договора аренды обращается только юридическое лицо, оно уплачивает государственную пошлину в размере 15 000 рублей, а если только орган местного самоуправления — государственная пошлина не уплачивается.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию соглашений о внесении изменений в зарегистрированный договор

Несмотря на то, что соглашение о внесении изменений в зарегистрированный договор в соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) подлежит государственной регистрации, за регистрацию соглашения о внесении изменений в договор аренды в силу сложившейся судебной практики государственная пошлина уплачивается не как за сделку, а как за внесение изменений в ЕГРП (т. е. для юридических лиц не 15 000, а 600 рублей) (письмо Минфина России от 20.07.2010 г. № 03-05-04-03/79).

Аналогично как за внесение изменений в ЕГРП уплачивается государственная пошлина за регистрацию соглашения об изменении договора об отчуждении объекта недвижимости (письмо Минфина России от 21.08.2012 г. № 03-05-04-03/67).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию доверительного управления

В соответствии с ГК РФ и сложившейся судебной практикой при государственной регистрации доверительного управления регистрации подлежит не сам договор доверительного управления, а передача имущества в доверительное управление в порядке, что и переход права собственности на это имущество, т.е. по правилам статьи 551 ГК РФ. При этом согласно Закону о регистрации доверительное управление представляет собой ограничение (обременение) прав.

В этой связи регистрация доверительного управления осуществляется по заявлению обеих сторон договора с уплатой ими государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Например, если договор доверительного управления заключен между юридическим лицом и органом государственной власти, заявления о регистрации представляются обеими сторонами, государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере 7 500 рублей, а орган государственной власти освобождается от уплаты государственной пошлины (письмо Минфина России от 17.01.2011 г. № 03-05-04-03/04).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора ипотеки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, уплачивается в размере 200 рублей.

В то же время за регистрацию договора ипотеки согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в размере 4 000 рублей.

В данном случае Минфином России разъяснено, что подпункт 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ распространяется на все договоры ипотеки вне зависимости от того, какое имущество является предметом договора ипотеки. Следовательно, при регистрации договора ипотеки, предметом которого является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, государственная пошлина уплачивается как за регистрацию договора ипотеки, а не как за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (письмо Минфина от 15.05.2012 г. № 03-05-04-03/35).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права

В соответствии с Законом о регистрации права, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации (также ранее возникшие права), признаются юридически действительными и без их государственной регистрации. Обязательная регистрация таких прав требуется согласно пункту 2 статьи 6 Закона о регистрации при государственной регистрации перехода права, ограничения (обременения) прав или сделки с соответствующим объектом недвижимости.

При этом Законом о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации, за его регистрацию взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Таким образом, исходя из буквального толкования закона, следует, что за регистрацию ранее возникшего права:

1) государственная пошлина не уплачивается:

— при регистрации перехода права;

— при регистрации сделки об отчуждении объекта;

2) государственная пошлина уплачивается в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины:

— при регистрации ограничения (обременения) права;

— при регистрации иной сделки с объектом;

3) государственная пошлина уплачивается в полном размере:

— при регистрации ранее возникшего права по желанию правообладателя;

— если в регистрации перехода права, ограничения (обременения) права или сделки отказано (в данном случае регистрация права становится не связанной с регистрацией перехода права, ограничения (обременения) права или сделки, поэтому рассматривается как регистрация по желанию правообладателя)

(письмо Минфина России от 25.02.2013 г. № 03-05-06-03/5260).

Кроме того, в рамках данной статьи предлагаем вашему вниманию слайды по некоторым вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав. И надеемся, что настоящая статья поможет вам в подготовке документов на государственную регистрацию прав и позволит избежать ситуаций, связанных с приостановлением государственной регистрации.

Источник: mjjm.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий